Проблемы общества
Взятка

http://keep4u.ru/full/070220/4c35a53bfde81db0a7/jpg
Взяточничествoодно из опаснейших социальных явлений, наносящих огромный ущерб политической, социально-экономической сферам общества. Взяточничество - симптом слабости религиозного сознания, нравственно- поведенческого разложения общества.

Социально-экономические последствия

Взяточничество разрушает позитивное экономическое развитие государства. Трудно себе представить ту цифру, которая появится на табло калькулятора, если суммировать за последние десять лет взятки, полученные на всех уровнях в Дагестане. Все эти деньги можно было направить на инвестирования различных экономических проектов, помощь бедным слоям населения, сиротам… Однако «темные» финансовые ресурсы, как правило, уплывают за пределы государства на счета зарубежных банков, или расходуются их владельцами безмерно и расточительно.

Взяточничество вызывает в обществе острую социальную напряженность, когда права бедных и неимущих слоев общества попираются богатыми и власть имущими. Механизм взяточничества наделяет одних силой, возможностями и незаконными привилегиями и лишает других своих законных прав и свобод. Все это порождает в обществе ненависть, злость, зависть, разрушает любовь и человеческое братство.

Взяточничество порождает в обществе также и психические расстройства. Вопиющая несправедливость вызывает стрессы, глубокие переживания, расстройства. Нередко и сам взяточник испытывает постоянное чувство страха предстать перед судом.

Причины взяточничества

1. Слабость или отсутствие вероисповедных принципов и убеждений, таких как, веры в наступление Судного дня, когда человеку придется держать ответ за содеянное, ощущения над собой божественного контроля и всеведения.

2. Пренебрежение нравственными ценностями, как верность, честность, чистоплотность, честь и собственное достоинство.

3. Отсутствие контроля и адекватных мер административного воздействия и наказания. Здесь можно вспомнить, что во время правления известного омеядского халифа-реформатора Умара Абд-аль-Азиза (VIII в.), для искоренения чиновничьего произвол, во все провинции халифата был разослан указ халифа: «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения». Закон предусматривал также оплату дорожных расходов.

4. Распространенность в обществе протекционизма, посредничества, попустительства, глубокого массового убеждения в том, что для родственников, односельчан и людей своей нации всегда есть и должны быть исключения.

5. Пренебрежительное отношение к закону, уставу и внутреннему распорядку.

6. Отсутствие или дефицит в обществе людей, в частности, в кругах интеллигенции, являющихся примером и образцом для подражания.

7. Отсутствие должного примера честности и чистоплотности со стороны вышестоящего начальства и руководства. Как гласит арабская пословица: «Если хозяин дома взял в руки бубен, то семья уже пускается в пляску». Пророк Мухаммад (мир ему) и праведные халифы пресекали любые попытки использования кумовства, дружбы, знакомства, куначества и знатного положения для неподчинения общим законам и правилам. Во время Пророка (мир ему) одна женщина из знатного и богатого рода совершила кражу. Ее соплеменники решили отправить к Пророку (мир ему) с ходатайством Усаму ибн Зейда, самого любимого им человека. Но, услышав просьбу Усамы, Мухаммад (мир ему) побагровел от гнева и воскликнул: «Неужели ты ходатайствуешь в законах Аллаха, о Усама?! Клянусь Аллахом, если бы Фатима, дочь Мухаммада, совершила кражу, то я отсек бы ей кисть!»

Взятка с точки зрения Шариата

Взятка, с точки зрения шариата, является одним из видов незаконного присваивания чужого имущества. В Коране говорится: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не используйте его на подкуп судей, чтоб долею имущества других преступно завладеть, (заведомо в душе) об этом зная», (2;188). Взяточник, взяткодатель и посредник являются соучастниками одного преступления. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах проклял взяточника, взяткодателя и их посредника»

Среди всех категорий взяточников мусульманские правоведы особенным цветом выделяют судей. Ибн Кудама, известный правовед, в своей книге «Мугни» писал, что судья-взяточник, получает взятку, чтобы вынести несправедливое решение, соответственно, решение, не соответствующее законам Аллаха, и, тем самым, он становится неверным. «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, - они и есть неверные», (5;44).

Подарок или взятка

С точки зрения Ислама, подарок, связанный с профессиональной деятельностью человека, является взяткой. Пророк Мухаммад (мир ему) запрещал получать подобные подарки, которые в своей сущности являются взятками. Один из сподвижников, собиравший закат (ежегодный налог), получил вместе с закатом и подарок. Этому случаю Посланник Аллаха (мир ему) посвятил свою проповедь: «…Почему же он не сидел у себя дома, пока ему сделают подарок, если он правдив? Клянусь Аллахом, всякий кто несправедливо возьмет что-либо, явится с этой ношей в день Суда».

Так Пророк предупреждал своих сподвижников и все будущие поколения мусульман: «Если тот, кого мы назначили на работу, скрыл от нас нитку или даже что-либо меньше этого, то он предстанет с этой кражей в Судный день».

Пути решения проблемы взяточничества в Исламе

1. Формирование религиозных чувств и убеждений: веры в Судный день и строгий и беспристрастный расчет, веры в божественный контроль и зависимость земных благ от Аллаха.

2. Формирование нравственных ценностей и морали; понимания того, что труд и профессия человека – это такое же поклонение в Исламе, как пост и молитва.

3. Формирование правильных поведенческих ориентиров: сотрудни-чество и взаимопомощь в делах добра и благочестия, любовь к людям и стремление удовлетворить их нужды, просьбы. Как говорится в хадисе: «...все мусульмане – братья, которые не притесняют, не презирают и не унижают друг друга».

4. Применение закона о наказании и поощрении одинаково ко всем членам общества, не зависимо от их статуса и материального положения

5. Упразднение всех бюрократических формальностей, создающих благоприятный климат для взяточничества; создание максимально облегченной альтернативы всех процедурных порядков и формальностей.

6. Повышение минимального оклада до уровня, который позволит члену общества как минимум сохранить пять фундаментальных ценностей: жизнь (удовлетворить свои основные, насущные потребности), религию (исполнить свои основные религиозные обязанности), разум (средства на образование и учебу), честь и достоинство, продолжение рода и имущественную собственность. Причиной безнравственных поступков и преступлений часто является именно бедность и нищета. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил в своей молитве: «О Боже, к тебе прибегаю от неверия и бедности..» Халиф-реформатор Умар Абд-аль-Азиз, чтобы пресечь корни взяточничества, своим указом увеличил зарплаты чиновникам.

7. Проповедование нравственных ценностей и морали через СМИ (видеоролики, радио- и телепередачи, фильмы), печатные и издательские органы (брошюры, статьи).

8. Создание и воспитание в обществе людей, являющихся примером для подражания.

Сегодня взятка диктует людям правила игры, устанавливает нормы морали и поведения. Она стала важным и даже необходимым средством общения, связи и коммуникации, посредником взаимоотношений между людьми на всех пространственных уровнях: суше, море и воздухе. Однако гнет, испытываемый людьми от взяточничества, создан их же руками: «Нечестие взросло на суше и на море за то, что вершили люди своими руками, чтоб дать вкусить им часть (от зла), которое они творили, и чтоб они могли в раскаянии к Аллаху обратиться», (30;36).