На протяжении многих столетий, в том числе и в период династии Цин, огромное влияние на духовную жизнь китайского народа оказывали «три учения», или «три религии»: конфуцианство, даосизм и буддизм. В китайском языке не было отдельного слова для обозначения понятия «религия»: иероглиф цзяо переводится на русский язык и как «учение», и как «религия».

     Заслуживают внимания высказывания о религии в Китае известного советского китаеведа академика В. М. Алексеева: «Что есть религия Китая? Вряд ли она отличается от религий человечества по существу. Это та же боязнь грозной силы природы и темной силы воображения, наваждений, напастей, скорбей, зол и всякого лиха, ищущая возможности от них заслониться». И еще: «Религия Китая есть искание у разнообразных духов помощи и заступничества. Она рассматривает их как незримых чиновников, имеющих власть над душой человека и судьбой его, точно так же, как зримый глазу китайский чиновник распоряжается в своей сатрапии над безответным человеком». По глубине и длительности влияния на развитие общественно-политической и философской мысли, а также на формирование духовной культуры феодального Китая среди названных «трех учений» первое место принадлежит конфуцианству.

      Характеристика основных особенностей «трех учений», или «трех религий», будет предметом нашего разговора. На протяжении многих столетий «три религии» — конфуцианство, буддизм и даосизм — сосуществовали в Китае, дополняя друг друга. Культ предков, который лежит в основе конфуцианства, буддизм и даосизм дополнили учением о рае и аде. Китайцы издавна верили, что души усопших продолжают где-то жить, но где именно и как это происходит, никто не мог ответить. Буддизм, приспособившись к культу предков, заполнил этот пробел учением о перерождении душ. Существует духовное родство между буддизмом и даосизмом в проповеди аскетического образа жизни.

     Академик В. М. Алексеев писал о божествах в китайских храмах: «На иконах иногда рисуют всех трех патронов — Конфуция, Будду и Лаоцзы — в едином контуре, не делая разницы между ними. Каково Конфуцию, презиравшему религию и только высокомерно ее терпевшему, очутиться в объятиях Будды, а Будде, монаху, аскету, холостому ненавистнику плоти, видеть, как перед ним жгут свечи, прося о рождении сына или о скорейшей наживе и обогащении. Или философу Лаоцзы превратиться в родоначальника знахарей и заклинателей! Но, несмотря на столь резкую разницу вкусов, все они слились во всепоглощающей китайской народной религии, слепо ищущей заступничества от лиха, которое-де подстерегает на каждом шагу».

     Многие божества одновременно принадлежат и даосскому и буддийскому пантеону, поэтому трудно провести между ними строгое разграничение. Божество Гуаньинь, относившееся, как уже говорилось выше, к буддийскому пантеону, со временем было включено и в даосский пантеон (у даосов — Няннян). Верующие, не делая различий между Гуаньинь и Няннян, поклонялись одной богине — покровительнице плодородия и сыновей. Изображения Гуаньинь можно было встретить и в буддийских, и в даосских храмах. Бога войны Гуань-ди считали буддийским богом, однако он почитался и верующими даосами. Нефритового императора долгое время и даосы, и буддисты считали «своим», и только впоследствии, в борьбе за «овладение» этим божеством, верх взяли даосы.

      В народных верованиях конфуцианство, буддизм и даосизм слагались в своего рода единый комплекс, каждый раз окрашенный некоторыми местными обычаями и суевериями. Поэтому в Китае невозможно было обнаружить в чистом виде ни буддизма, ни даосизма, ни конфуцианства. Это привело к возникновению религиозного синкретизма (соединения религий).

      Все «три религии» почитали государственный культ, в котором император занимал место первосвященника; они пользовались поддержкой правительства, а некоторые божества буддизма и даосизма были причислены к государственному пантеону и удостоены официального поклонения. Сделавшись буддистом, китаец в то же время продолжал поклоняться Небу, Земле, Луне, Солнцу и духам предков, соблюдать моральные наставления Конфуция, приносить жертвы усопшим и т. д. Китаец мог быть конфуцианцем и одновременно верить в учение буддизма и даосизма.«Почти во всех храмах (а их масса), - отмечал академик В. М. Алексеев, — я наблюдаю все тот же синкретический хаос, т. е. полное смешение всех трех учении (сань-цзяо): конфуцианства, даосизма и буддизма. Впрочем, к нелогичности такого порядка китайская религия вполне равнодушна: в ней, собственно, каждый молящийся — сам себе жрец».

     И все же можно выделить наиболее характерные черты каждого из «трех учений»: в конфуцианстве это проповедь послушания младших старшим в семье и обществе; в даосизме — мистическая вера в потусторонние силы;
в буддизме — отрешенность от жизненных радостей
. «Из этих трех религиозных культов, — писал в 1902г. французский китаевед Э. Реклю, — буддизм очень заметно преобладает над обоими другими числом своих приверженцев, но он только отчасти оказывает влияние на суть китайского самосознания, которое в действительности почти исключительно конфуцианское в силу того, что Конфуций обосновал свою доктрину о боготворении предков».

      Действительно, несмотря на сосуществование и взаимовлияние конфуцианства, буддизма и даосизма, можно констатировать, что в многовековой истории Китая конфуцианство всегда было главенствующим началом в сложном процессе синтеза «трех учений», или «трех религий». После прихода к власти Компартии Китая религия оказалась несовместимой с коммунистическими принципами. Однако в последние годы религиозные верования постепенно стали признаваться властями как имеющие право на существование. Конфуцианство, даосизм и буддизм исповедуются в стране в рахтичной степени, часто в комбинированном виде (т.е. объединяются верующими в нечто единое). Исповедуется и ислам, особенно на западе Китая. В стране существует незначительное число приверженцев христианства.

     Поклонение предкам

      Культ предков, исповедуемый всеми китайцами, основывается на предположении, что у человека есть две души. Одна из них возникает в момент зачатия и после смерти человека остается с телом в могиле, питаясь жертвенными подношениями. Когда тело умершего разлагается, душа уменьшается, и так продолжается до тех пор, пока со временем она не превращается в тень, обитающую у Желтых родников в подземном мире. Но она может и вернуться вновь на землю в виде злого духа и нанести вред в случае, если жертвоприношения на могилу прекратятся.
      Вторая душа появляется при рождении человека. Во время пребывания на небесах этой душе угрожают враждебные силы, и она также сохраняет зависимость от жертвенных подношений потомков усопшего. В случае прекращения подношений эта душа тоже может превратиться в злой дух. Однако если родственники усопшего продолжают приносить подарки и поддерживают могилу в порядке, душа предка обеспечивает им помощь и защиту.

     Первоначальные религиозные верования выражались в поклонении силам природы. Позднее люди стали поклоняться "нефритовому" императору, который олицетворял одну из фигур в религиозной системе даосизма. Начиная с XV в. в системе верований он стал верховным божеством. Поклонение богине милосердия Гуаньинь обязано своим происхождением учению махаяны — составной части буддизма. Среди многочисленных богов у китайцев были и земные божества. Каждый город имел, кроме того, своего собственного бога. В число земных божественных фигур входили демоны зла, духи жилища, бог домашнего очага и даже бог отхожего места. Особо опасными и непредсказуемыми считались духи ручьев и рек. Помимо конфуцианства, даосизма и буддизма широкое распространение получила религия так называемого даосского буддизма. Китай когда-то был страной, состоящей из множества маленьких княжеств. Только в 221 г. до н.э., когда династия Цин одержала верх над своими соперниками, появился первый император, обладающий властью над всем Китаем. В тот период существовало множество различных философских школ. Однако в период царствования династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) были восприняты в качестве религиозных верований лишь конфуцианство и даосизм.