Правила брака с женщинами из «Людей Книги»
Брак с представительницами «Людей Книги» разрешается ша-риатом при соблюдении оп-ределенных условий. Хотя такой брак и разрешен, но он является «нежелательным», особенно в странах Запада, в силу того, что мусульманин может попасть под влияние своей жены. Однако мы не имеем право запретить его, не смотря даже на то, что, по мнению некоторых правоведов, современные «Люди Книги» в вопросе брака с мусульманами отличаются от своих ранних единоверцев.
В частности, разрешается брак с христианкой. Большое число современных правоведов (фукаха) запрещают брак с иудейкой-израильтянкой.
По поводу условий брака с женщинами из «Людей Книги» д-р Юсуф Аль-Карадави пишет: «Брак с женщиной из «Людей Книги» разрешается при следующих условиях:
1. необходимо удостовериться в ее истинной принадлежности к «Людям Писания», поскольку она может называться христианкой, но в сущности быть атеисткой, бехаиткой и т.п;
2. она должна быть целомудренной, то есть не должна быть женщиной, которая продает свое тело, или, как минимум, она должна быть раскаявшейся в своих прошлых грехах;
3. она не должна быть представительницей народа, враждующего с мусульманами, как евреи в наше время;
4. брак не должен причинять вреда ни мужу, ни его детям, ни мусульманкам, например, когда исламская диаспора малочисленна и из-за брака с немусульманкой мусульманки лишаются достойной пары, остаются в старых девах.
При соблюдении этих условий брак с представительницей «Людей Книги» разрешается. Что касается женщин, не являющимися представительницами «Людей Писания», то брак с ними запрещен, поскольку Всевышний говорит: «И не берите в жены многобожниц, пока они не уверуют», то есть язычниц, и запрет в первую очередь касается атеисток, которые не веруют ни в Аллаха, ни в посланническую миссию, ни в Судный день.»
Профессор университета Аль-Азхар, д-р Ахмад Аш-Шарбаси пишет:
«Всевышний Аллах в 5 аяте суры «Трапеза» говорит: «Ceгoдня paзpeшeны вaм блaгие яства; и пищa тex, кoмy ниспослано Пиcaниe, paзpeшaeтcя вaм и вaшa пищa paзpeшaeтcя им. И разрешено в вам в жены брать цeлoмyдpeнных из вepyющиx и цeлoмyдpeнных из тex, кoмy дapoвaнo Пиcaниe дo вac, ecли вы им дaдите (предбрачный) дар, бyдyчи цeлoмyдpeнными, нe pacпyтничaя и нe бepя любовниц. A ecли ктo oтpeкcя oт вepы, тo eгo дeла тщeтны, и в будущей жизни он будет среди тех, кто понесет урон».
На основе этого аята мусульманину разрешается заключать брак с женщиной из «Людей Писания», покуда она способна к супружеской жизни. Цель дозволения брака мусульманина с немусульманкой из «Людей Книги» заключается в создании условий для успешного совместного проживания, что даст возможность немусульманке по собственному желанию и воле ознакомиться с достойными принципами и учением Ислама.
Хотя брак с представительницей «Людей Писания» разрешен, но все же он является «нежелательным», поскольку различие религий часто будет приводить к спорам, раздорам, ссорам. Возможно также, что жена окажет воздействие на мужа, используя свою красоту или лукавство, и он отречется от своей религии, став вероотступником. Или пойдет на уступку в принципах с единоверцами своей жены. Или жена окажет влияние на его детей и они примут ее религию. В этом заключается зло.
Здесь необходимо ставить знак различия между представительницей «Людей Писания» и многобожницей. Первая исповедует божественную в своей основе религию, которая по прошествии времени подверглась изменениям. Многобожница не исповедует божественную религию вообще.
Часть ранних ученых (саляф) считала, что брак мусульманина с немусульманкой запрещен абсолютно. Но большинство ранних и поздних ученых считает, что брак с женщинами из «Людей Книги» разрешен, с многобожницами «запрещен (некоторые разрешают брак с зороастрийками). Под многобожием они подразумевают все язычество. Более того, согласно этой точке зрения, всех люди, кроме иудеев и христиан, считаются многобожниками. Хотя существует мнение, что иудеи и христиане также являются многобожниками. Но правильно не употреблять в отношении них термин многобожники, так как Коран перечисляя приверженцев религий, делит многобожников и «Людей Писания» на разные категории, разделяя тем самым между ними.
В этом вопросе не существует никакой разницы между прошлыми «Людьми Книги» и современными. Все они последователи одной религии. В шариате не существует положения, согласно которому мусульманину запрещено сегодня заключать брак с женщинами «Людей Книги». Но мусульманам не следует эксплуатировать эту норму шариата и свободно брать в жены представительниц «Людей Книги». Тем самым они попадают под влияние их социальных условий, обычаев, традиций, обрядов, вероубеждений, особенно, в тех странах, в которых мусульмане составляют меньшинство.
Мусульманам также не следует брать в жены женщин из «Людей Писания», оставляя без внимания мусульманок. Если брак с женщинами из «Людей Писания» станет традицией, то какая судьба ожидает мусульманок? Оставаться ли им без мужа, когда Ислам запрещает безбрачие? Или выходить замуж за немульман, что Ислам не допускает ни при каких условиях« Мусульмане должны помнить об этом.