Аькхе-это Ингуши или Чеченцы?
Много людей услышав диалект галанчожских аккинцев обычно спрашивают-Ингуши?
ПС: тема создана чисто в историческом познании, но не для ухудшения дружбы и вечного братства, а для еще глубокого усиления нашего братства вейнахов!
Ингушско-Русский словарь:аькхе вахар сущ. (охота) - http://loamoaz.narod.ru/p22.htm
комментарий и пояснение от Мовлади Сулеманова охота на рабов(людей).
ПС: В разделе книги «Ахи, или аккинцы» привлекает внимание сообщение: «Они совершенно независимы, ими управляют выборные старейшины. Они враждуют с чеченцами и хевсурами. Говорят они на мычкизском диалекте, таком же, как пользуются галгаевцы». То, что язык горных аккинцев мало чем отличается от ингушского, отмечал и И. Ахриев (см. ссылку на него в труде Е. Крупнова «Средневековая Ингушетия»).
ПС: Известно, что вплоть до ХХ в. плоскостные чеченцы именовали обитателей горной полосы Чечни и Ингушетии - «ламан кераста» , что переводится как «горные христиане». Это относилось и к аккинцам
ПС: http://www.darial-online.ru/2005_4/gutnov.shtml
Самое восточное из ингушских обществ – Аккинское –
разделялось на две части: горную и равнинную
ПС: http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2153.html
Известно также, что другая группа чеченцев – галгаевцы (ныне – аккинцы) еще в XVI в. была христианами,
Прорыв конницы орстхой и акхи в Аух нарушил дисбаланс между вайнахими и дагестанцами :vaa :cec :ihudara .
Скопировано мной с http://aushev.ru/index.php :cec
Прорыв конницы орстхой и акхи в Аух нарушил дисбаланс между вайнахими и дагестанцами.
Айдамиров Мусост проблема Ауха или единый народ .
Два дня назад нашел статью в интернете от некого Айдамирова Мусоста .
Сначала небольшой ракурс в историю:
В Аухе раньше проживало территориальное объединение вайнахов-чеченцев, которых Геродот называл Авхат(по чеч. 1авхат), около тысячу лет назад они получили новое название Ауховцы(по чеч. Оувхой). В это объединение входили горцы с Шеберлоя, Итум Кали, Ичкерии, Джайраха.
Но после ухода армий Хромого Тимура, в сторону Ауха прорываються чеченцы-вайнахи из Галанчожа, как аккинцы(горцы), мержой, цечой, орстхой, вяпиий.
Когда то жившие здесь в дружбе ауховцы-овхой: ичкерийцы, ширдии, шeберло, чанто, парчхой и дагестано-тюркские народности разделились.
Посмотрите, у самих чеченцев слово Ичкерия(священно для вайнахов)
Цитата:
Ичкерия - территория в Ножай-Юртовском районе. Равнина посреди горной местности на которой расположены около 8-9 чеченских селений. Это Беной, Ц1онтарой, Белгатой, Гендаргеной и др.
Уроженцы этих сел и являются Ичкеринцами.На тюркском наречии это означает "внутренняя страна" (или "внутренняя земля").
Ичкерия до нашествия Тимура была населена вайнахами и тюрками, потоками кипчаков-половцев, бежавших от монголов в горы. После похода Среднеазиатского эмира она была опустошена, а жители, в большинстве своем, перебиты. Небольшие островки населения были очень малочисленны.
Большая часть макротопонимики северной части Ичкерии и долины реки Джалки носит следы тюркского происхождения. Об этом говорят названия чеченских селений: Аг1ашта («в лесу»), Эг1ашбатой («лицо леса, т.е. опушка»), Гельдиген («пришлые»), Гермчига («маленькая крепость»), Тевзана («горная река, ущелье»); гора Пуьйт-Корт (первая часть – «пастбищное угодье»); речки: Басе («верховье реки»), Жалкх («ленивица»), Гуьмс («не жгучая»), Акхсай («белая речка»), Яман-Су («плохая вода»), Искаьрк («внутренняя») и др. Сам топоним Ичкерия (тюрк.: Ичкири) имеет природу тюркского языка, и до ХХ в. среди чеченцев не имел хождения. Перевод его означает «внутреннее пространство чего-либо».
Последствия тесных контактов с тюркским этносом носит и сам чеченский язык, в состав которого вошло большое количество тюркской лексики (атаг1а, г1ум, г1уллакх, г1ундалг1и, иту, йовлакх, йиш, куьзга, окхлу, юрг1а и мн. др.). О том, что тюркский компонент Ичкерии был представлен именно потомками половцев, говорит сама топонимия края, передающая собой кыпчакскую ветвь тюркских языков.... .
Ичкерия это древнее слово на урартском языке и означает оно 'горная местность'
Ичкерией называлась территория именуемая НОХЧМОХК.Нохчмохк включала в себя Веденский,Ножай-юртовский,части чеберлоевского,шалинского и гудермесского районов,местные тейпы и именуют себя нохчмахкоевцами(ичкерийцами).
ИЧКЕРИЯ - САМАЯ ВОСТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ, расположенная к северо-востоку от Чеберлоя. Название ее образовано, по всей видимости, от кумыкского «ичи ери» - внутренняя земля, область. Интересную трактовку наименованию дал И.В. Попов, автор работы «Ичкеринцы», посетивший этот край в конце XIX века: «Ичкерия состоит из двух слов: «ич» и «гери». Упомянутые слова переводятся кумыками так: ич - средина, гери - ровная местность среди возвышенных гор. Кроме того, слово «гери», как в отношении одного лица, так и целого народа, означает, что он был когда-то богатым и сильным, но вследствие различных исторических обстоятельств потерял свое значение и сделался бедным и слабым».
Территория Ичкерии была заселена чеченцами, так же как и Чеберлой, не ранее XV века. Представители большинства ичкерийских тейпов считают себя потомками выходцев из западных районов Кавказа. Основным перевальным пунктом этой миграции и, по всей видимости, столицей средневековой Чечни был Нашх.Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были представители тейпов Пешхой и Цечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой (Пешхой) и Цечёй (Цецёй). Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».
Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились тейп Беной и другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашха считают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья.
По одной из генеалогических легенд, основателем Ичкерии был Молкх, переселившийся сначала из Майсты в Нашх, а оттуда вместе со своим сыном Тинавин-Вис в Ичкерию.
При переселении чеченцы для того, чтобы закрепить свое право на эту землю, назвали ее «Нохчимохк» - «земля чеченцев», как это часто бывает при колонизации.
В Позднем Средневековье здесь собирался чеченский Мехк кхел. О6 этом, кстати, также писал И.В. Попов: «Курган, заметный на возвышенности, сделан усилиями человеческого труда; он насыпан руками людей, как говорит предание. Место это, центр Ичкерии, служило сборным пунктом для старейшин ичкерийцев, жизнь которых, переходя фазисы своего развития, потребовала наконец более правильных социальных отношений... Первая встреча на горе Кеттеш-корт не была последнею: сюда собирались для изменения адата, если он был неприменим к условиям общественной жизни. Единственный способ решения тяжб, какого бы свойства они не были, был приговор медиаторов, выбираемых как истцом, так и ответчиком. Приговор этих старейшин не допускал аппеляций, и тяжущиеся свято исполняли их постановления. В тех же спорных случаях, на которые еще обычая не существовало, ичкеринцы-старейшины отправляли в Нашахэ, откуда они всегда возвращались удовлетворенными. Самый чистый обычай, по мнению чеченцев и ичкеринцев, существовал в Нашахэ».
В Ичкерии практически не сохранилось памятников средневековой архитектуры. Это связано с тем, что здесь не было основного строительного материала – камня. В Ичкерии строили деревянные башни. Поэтому до нашего времени башни не сохранились.
Согласно фольклорным и историческим данным, каменная боевая башня с пирамидальной кровлей стояла у аула Харачой. При раскопках возле ее развалин были обнаружены археологические материалы ХIV - ХV веков. В XIX веке была выпущена почтовая открытка с ее изображением.
Деревянные сторожевые башни в прежние времена располагались у всех стратегически важных высот и дорог Ичкерии.
По преданию, до прихода в Ичкерию колонистов из Нашха здесь жили орстхойцы. Некоторые башни в Ичкерии, которые упоминаются в старинных легендах, связываются с их именем.
Прорыв аккинско-орстхойской конницы после ухода Хромого Тимура внес разделение между дагестанцами и ичкерийцами.
Аккинцы и орстхойцы выходцы из Галанчожа, т.е. Запада Чечни! Язык у орстхойцев и аккинцев, отличаеться от диалекта ичкерийцев и немного от ингушского. Образ жизни мы видим у аккинцев и орстхой в горах, жестоким, нравы ужасно дикими.
Набеги орстхой, аккинцев шли и в направлении Кабарды. Среди овхойцев(ауховцы) начинает выделяться аккинско-орстхойская фамилия Шиха Мурзы, в результате этого вайнахи и дагестанцы Ауха получают новое название Ара-Акхе(означает идущие на охоту(за рабами) на внешние границы).
Аькхе см. слова идти на охоту, означало в те времена идти в набег за пленными, людьми.
Подумайте, единственное место в Чечне в горах, где запретили воссоздать район, это Галанчож(нашхой, акки, орстхой, ялхарой, мержой), здесь произошло и восстание в период ВО.
По преданиям аллеровцев и шатойцев 3000-4000 лет назад предки вайнахов начали из каждой семьи выделять наиболее рослого и здорового мужчину, из них делали отряд и посылали в аькху(охоту, набег).
Посмотрите про мержой и акхи:
данном случае, рациональное заключается в том, что - Уобос - это персонифицированное имя одного из наиболее влиятельных в древности нахского племени. Многим специалистам-кавказоведам известен нахский этноним - ваьппий / фаьппий. Примечательно, что общность нахов, именуемых таким образом, нахи связывают и с одним из наиболее могущественным в древности нахским племенем аьккхий, и с не менее могущественным в прошлом племенем - орстхой , отделившимся от прежних соплеменников - аккинцев (аьккхий), и с ингушами. Все эти племена и роды, восходящие к ним, с древнейших времен до недавнего прошлого населяли территории, прилегающие к Дарьялу. Эта местность в течение многих столетий была под их контролем. Ваьппий I фаьппий - этноним, в своем современном оформлении, появившийся не более нескольких столетий тому назад. Более древняя его форма - "вабуа". Она сохранилась в названии местности - "Вабуа". Общность людей, именовавшаяся "вабуа", контролировала Дарьял. Примечательно, что язык прямых потомков вабуа, т.е. бацбийцев, исключая заимствований из грузинского, более архаичен, чем остальные нахские языки, диалекты и говоры. Одним из свидетельств, подтверждающих это утверждение, является то, что в их языке, если сказуемое в непереходном предложении выражено глаголом, обозначающем движение, активное действие субъекта, то подлежащее, обозначенное 1-м и 2-м л. ед. и мн. ч., ставится в эргативном падеже. (6. С.429).
Про аьккхий(ламрой).." Описываемые мною горцы за исключением акинцев и мереджинцев считаются издавна покорными русскому правительству.Ведя постоянную вражду с соседями своими-аккинцами,они служили всегда надежным оплотом военно-грузинской дороге от набегов непокорных(аккинцев и мереджинцев).До сих пор еще между ними сохранились кровная ненависть и она так велика,что горцы без крайней необходимости не только не посещают друг друга,но и избегают проезжать чрез земли своих противников....Въ Аккинском обществъ всъ подобныя башни,служившия убежищемъ абрекамъ и людямъ вообще преслъдуемымъ правительствомъ,были взорваны русским отрядомъ в 1860 году.Теперь от них виднеются лишь однъ развалины."Грабовский.30 мая 1868 года.
________________________________
Из Сборника сведений о кавказских горцах:...."Своеобразным и диким характером отличается еще необитаемый аул Кауси,находящийся в Аккинском обществе ,в Галанчожском ущелье.Этот аул,каменные здания которого еще хорошо сохранились,построен в небольшом выступе скалы,круто обрывающейся саженей на сорок к реке,и имеет вид крепости,прилепленой к другой скале,отвесно подымающейся вверх;тропинка к нему вьется по ступеням,выбитыми в камне
В конце XVII века в Галанчожской котловине и вокруг нее жили чеченские тейпы Акхий, Нашхой, Пешкой, Цечой, Галай, Мержой, Ялхарой, которые, по преданию, в более древние времена объединялись одним племенным названием «Балой». По всей видимости это была каста воинов.
Ахи, или акинцы (Ломан акхи)-чеченцы
Ахи занимают долины, которые орошаются двумя притоками Верхней Гехи. Горы, их окружающие, покрыты частично кустарником. Их поселения [351] разбросаны в ущельях и на возвышенностях с крутыми склонами, что защищает их от внезапных нападений. Тем не менее их территория не так гориста, как та, что занимают окружающие их племена; у них масса хороших пастбищ. Летом у них довольно жарко, хотя они занимают высокогорные долины Кавказа, так что их соседи отсылают им скот для выпаса на протяжении этого сезона.
Главное их богатство — овцы, которых у них огромные стада, а также в большом количестве имеется рогатый скот и лошади. Их земля дает немного пшеницы, ржи, проса, в размерах, достаточных, чтобы прокормить жителей. Они торгуют с галашевцами — их восточными соседями, от которых они получают соль в обмен на зерно.
Они совершенно независимы, ими управляют выборные старейшины. Они враждуют с соседями и хевсурами. Говорят они на мычкизском диалекте, таком же, каким пользуются галгаевцы. Они воинственны и склонны к разбою по отношению к своим соседям, т.к. земли наши находятся далеко от них, чтобы нападать.
Позже из военных вайнахов идущих на Аькха(охоту, ныне тукхум) выделился особый слой воинов Орстхой:
2. Свидетельства о факте существования Аккинского общества в Аки-лам по преданиям, сообщающим об отделении части аккинцев и их уходе в Бамутское ущелье. «..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим. У. Далгат] и спустившись со своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У. Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой» [Попов 1878].
3. Свидетельства о факте существования Аккинского общества в Аки-лам в XVI по источникам, сообщающим об отделении части аккинцев и их уходе с гор на плоскостную территорию Чечни, в сущности рассказывают о первых переселениях части аккинцев из Лам-Акки