Сообщество древних НАХОВ под названием Аренан(Арар)-Аькхе или АУВХАР НОХЧИЙ.
[Прискорбнее всего то, что с самого начала изучения истории народов края, в частности аккинцев, не использовались данные устного и письменного характера, исходившие от самих аккинцев(аренан-аккий)
— вся информация об этом этносе бралась «со стороны» и чаще всего со стороны, кровно заинтересованной в искаженной информации об аккинцах(аренан-аккий)
.
В научной литературе отсутствует какая-либо картина исторического пути, пройденного аккинцами. Все, чем располагает на сегодняшний день историческая наука — это лишь исследование отдельных периодов, фрагментов, в основном затрагивающих конец XVI—XVII вв.; целостной концепции нет. Из этого и вытекают задачи нашего исследования
Это продолжаеться и сейчас, особенно стараються из кожи лезет пятая колонна, рожденная большевиками.
В XIX в. наблюдается огромный интерес к прошлому и настоящему народов Кавказа, вследствие чего появляется значительное число самых разнообразных работ. Одна из первых работ начала столетия была опубликована Равинским, в которой, описывая хозяйственную жизнь народов края, он приводит интересное замечание об острове «Чеченъ», лежащем «против обиталища Чеченцев» 1.
Чеченский остров, где находились военно-торговые порты древних чеченцев.
Цитата:
Внутреннее разделение аккинцев(аренан-аккий) на два крупных общества, носящих имена «пхьарчхой»(обратите внимание на этот тейп) и «гIачалкъой», происходит, согласно полевому материалу, от раздельного проживания представителей этих обществ в Терско-Сулакском междуречье «до прихода русских» и периода уничтожения «гIачалкъоевского» общества, приведшего к переселению большей части rIaчалкъоевцев на земли пхьарчхоевцев (с середины XVIII в. до начала XIX в.). Земли, на которых проживали пхьарчхоевцы и гIачалкъоевцы, соответственно назывались Пхьарчхошка-Аьккха (или, впоследствии, Ширча-Аьккха, т. е. Старая Акка) и ГIачалкъа-Аьккха (или просто Аьккха).
Если в предгорной зоне Акки (Терско-Сулакского междуречья) представители аккинских тайпов(аренан-аккий) и тайповых групп проживали смешанно, то в равнинной зоне эти тайпы объединялись большей частью в относительно крупные группы, осваивавшие отдельные районы плоскостной зоны междуречья.
Одна из групп "аккинцев" из общества Пхьарчхой(обратите внимание на этот тейп), известная под названием «Шарой», освоила в течение XVI—XVII вв. плоскостные земли в низовьях Терека — по линии современных дагестанских селений Хамаматюрт — Бабаюрт — Татаюрт — Шава и вплоть до р. Терек. В настоящее время от этой группы "аккинцев" почти никого не осталось.
КТО такие ШАРОЙ объяснять не надо.
По свидетельствам старожилов, они были поголовно уничтожены царскими войсками, а остатки шаройцев ассимилировались среди других аккинских тайпов и кумыкских фамилий(???).
Каждая группа аккинцев имела свои так называемые опорные поселения, вокруг которых непременно появлялись многочисленные кутаны (гIота).
Из опорных поселений "аккинцев" пхьарчхоевской(обратите внимание на этот тейп) группы Шарой в настоящее время известно о трех пунктах. Первое из поселений находилось в районе современного города Кизляра и называлось «Бухне». Оно неоднократно затоплялось водами, выходившими из берегов Терека. Как писал дореволюционный историк П. Г. Бутков, в 1728 г. в 5 верстах выше по Тереку от того места, где стояли развалины затопленного «бывшего Терского города», русские войска построили фельдшанец, ставший впоследствии основанием г. Кизляра1. Вполне вероятно, что именно здесь и находилось аккинское поселение Бухне.
Второе опорное поселение группы Шарой локализуется в районе современного селения Шава Бабаюртовского района Дагестана; третье — недалеко от современного селения Бабаюрт — оно называлось «Ээраш».
--------
На землях к востоку и северо-востоку от современных дагестанских селений Куруш — Костек — Казьмаул — Сулевкент и до озера Акташского расселились "аккинцы" из пхьарчхоевской (обратите внимание на этот тейп)группы «Шебарлой», имеющие и в настоящее время своих представителей среди аккинцев пхьарчхоевцев.
(пояснение авт. Шебарлой(означает Ч1еберлой) это выходцы из Ч1еберлоя горцы Ч1еберлой расселившиеся в АУХЕ и ставшие арар-Аькхе)
Главным опорным поселением группы Шебарлой (пояснение авт. Шебарлой(означает Ч1еберлой) это выходцы из Ч1еберлоя горцы Ч1еберлой расселившиеся в АУХЕ и ставшие арар-Аькхе)было «Шебарлой-Эвла» (или Кунтий-Эвла), располагавшееся на месте современного дагестанского селения. Костек. В начале XVIII века около этого аккинского поселения обосновались русские рыбаки со своим главарем по имени Костя. Вскоре временное поселение русских рыбаков, вошедшее, вероятно, в дружеские контакты с аккинцами из Шебарлой-Эвла, получило от последних название Костийн-Отар (хутор Кости), Расположенное у самого края сулакской поймы, поселение постепенно пополнялось за счет кумыкского населения, прибывавшего преимущественно из-за Сулака. Оба поселения (Шебарлой-Эвла и Костийн-Отар) впоследствии слились и в официальных русских документах сохранилось название «Костек». Вплоть до 1944 г. селение Костек, в соответствии с принятой традицией, делилось на два основных квартала: Аьккхий-Эвла (Село аккинцев) и Иумкий-Эвла (Село кумыков).
Районы между двумя рукавами Сулака и севернее от них были обжиты аккинцами из пхьарчхоевской(обратите внимание на этот тейп) группы «ЧIонтой»1. ЧIонтой — одно из древних названий пхьарчхозвцев(к гIачалкъоевцам их не причисляют).
Земли между двумя рукавами Сулака назывались аккинцами Шина-ГIайсе-юкъ (середина двух Койсу).
Ч1онтой-одно из древних названеий, которым отмечались выходцы из гор Ч1анте Мохка ч1антой, см. ч1антой, чонтой. Ч1анти чеченский тукхам.
Главное поселение группы ЧIонтой (Ч1анти)также носило название «Шина-ГIайсеюкъ»; вторым названием поселения, производным из названия «ЧIоятой», было «ЧIонтой-Эвла» (Село чIонтоевцев(Ч1анти). С середины XVIII века сюда стали переселяться из-за Сулака кумыки, однако название сохранилось до настоящего времени. Равнинная часть междуречья Аксая и Сулака, близкая к предгорьям, была заселена представителями пхьарчхоевских тайпов(обратите внимание на этот тейп), проживавших смешанно. Из наиболее крупных поселений, созданных аккинцами здесь в течение XVI—XVIII в., можно назвать следующие: Iандзле2 (в 10—12 км. восточнее современного селения Бабаюрт), Ийпне /совр. сел. Адиль-Отар/, Салехь-Эвла (совр. сел. Сивух), ГIазамне (совр. сель. Казьма-ул), Яркхе (совр. сель. Куруш), Йоккха-Бамт-юрт (совр. сел. Баматюрт), Бота-Юрт (совр. сел. Батаюрт), Сал-Юрт (совр. сел. Кандаураул), Уцийн-Хьасте (совр. сел. Муцалаул), Накхане или Накхе (совр. сел. Кокрек), Хасий-Эвла (совр. город Хасав-юрт) и др.
В предгорной части от Сулака до Аксая располагались следующие пхьарчхоевские(обратите внимание на этот тейп) поселения, имевшие также смешанный тайповый состав: Алтмарза-Юрт (совр. сел. Ново-Чуртах), Ширдой-ГIала-(Представители тейпа Ширдий)(севернее совр. сел. Эндирей), Буьрcана (южнее сел. Эндирей, на левой стороне р. Акташ), ГIазар-ГIала (совр. сел. Ново-Кули), Боний-Эвла (совр. сел. Новолакское), Кешне или Кешана (совр. сел. Чапаево), Морхан-Берде (восточнее сел. Кешне), Ширча-Юрт (совр. сел. Калинин-Аул), Пхьарчхошка (совр, сел. Ленин-Аул), МажгIар или МIарж (между сел. Кешне и Ширча-Юрт) и др.
Территория проживания общества Пхьарчхой(обратите внимание на этот тейп), ограничиваемая нижним течением Терека, западным побережьем Каспия, а также предгорьями Северного Дагестана и правобережьем р. Аксай, называлась Ширча-Аьккха (Старая Акка) или Пхьарч-хошка-Аьккха (Акки общества Пхьарчхой(обратите внимание на этот тейп).
Равнинные земли пхьарчхоевцев, освоенные отдельными аккинскими группами носили соответствующие названия: «Шарой-Мохк» (Земля (группы) Шарой), «Шебарлой-Мохк»-Ч1еберлой и «ЧIонтой-Мохк»Ч1анте. В настоящее время в памяти аккинцев (преимущественно пхьарчхоевцев) эти названия сохраняются.
Сложнее обстоит вопрос с локализацией аккинских поселений(аренан-аккий) на территории другого крупного общества — «ГIачалкъа-Аьккха» (или просто «Аьккха»), определяемой землями между правобережьем Терека, левобережьем р. Аксай, Качкалыковским хребтом и правобережьем рек Мичик, Гумс и Сунжа. Вынужденные в течение второй половины XVIII до начала XIX в. покинуть свои земли и перебраться на территорию общества Пхьарчхой (под давлением царских войск и угрозой полного физического уничтожения), гIачалкъоевцы не сохранили в своей исторической памяти названия всех своих поселений. В лучшем случае они называют только некоторые районы проживания и опорные поселения в ГIачалкъа-Аьккха, данные о которых мы и постараемся привести в нашем исследовании.
В среднем и нижнем течении реки Аксай и между Аксаем и правобережьем Терека (приблизительно вдоль по современной границе между Дагестаном и Чечней) до земель «Шарой-Мохк» проживали представители аккинцев-гIачалкъоевцев из тайна Кхархой1, называемые «Къоцой» или «Къоцой-некъе» (Ветвь Къоцой). Весь правый берег Терека в этом районе вплоть до 1944 г. назывался аккинцами из общества ГIачалкъой «Къоцойн-Мохк» (Земля (тайпа) Къоцой) или «Къоцой-некъе-Мохк»2.
Основным опорным поселением этой части аккинцев(аренан-аккий) называется поселение «Къоцой-Эвла», располагавшееся между современными дагестанскими селениями Хамаматюрт и Адиль-Янгиюрт. Кроме Къоцой-Эвла представителями къоцоевцев были основаны такие поселения, как «Уцум-Эвла» (совр. сел. Уцми-Юрт), «Уби-Хьажи-Отар» (совр. сел. Хамаматюрт), а также поселение на месте современнего селения Адиль-Янгиюрт, название которого до настоящего времени не выяснено.
Западнее земель «Къоцой-Мохк, на территории современного Гудермесского района Чечни по линии Терек — восточная граница с Дагестаном — железнодорожная ветка до г. Гудермес — р. Сунжа, располагались представители другой части аккинского тайпа Кхархой — «ГIочкъар» или «ГIочкъар-не-къе». Земли, населенные последними, назывались «ГIочкъар-Мохк» (Земля (тайпа) ГIчкъар) или «ГIочкъар-некъе-Мохк».
Из-за почти полного истребления царскими войсками в XVIII — первой половине XIX века представителей тайпа (ветви) Иочкъар почти не осталось. Из крупных поселений гIочкъарцев на сегодняшний день известны лишь некоторые. Так, одно из поселений под названием «Эрхе» локализуется в районе современного поселка Комсомольское Гудермесского района Чеченской Республики. В районе современного города Гудермеса существовало четыре поселения гIочкъарцев, названия трех из которых неизвестны до настоящего времени. Сохранилось же название поселения «Бухне», располагавшегося в районе юго-западной части гор. Гудермеса. В связи с этим, интересны попытки исследователей искать центр «Окоцкой земли» Ших-Мурзы Ушаромова в районе между Гудермесом и рекой Аксай1.
В районе современного поселка Степное Гудермесского района Чечни существовало аккинское поселение «Дадий-Эвла», название которого невольно приводит к мысли о совпадении известного своей трагической участью в началее XIX века селения Дада-Юрт. Близ современных селений Энгель-Юрт и Кади-Юрт того же района также были расположены гIочкъар-ские поселения, однако их названия не сохранились. Ряд аккинских названий поселений в ГIачалкъа-Аьккха, как, например, ПетIий-Отар, Iалхан-Эвла, также не локализуется.
На остальной территории общества ГIачалкъа-Аьккха, т. е. от современной железнодорожной ветки до Качкалыковского хребта, были расположены аккинские поселения, имевшие смешанный тайповый состав2.
Так, на месте Старого Аксая стояло аккинское поселение «Моха-Берде», а поселение с поздним тюркским названием Кошкельды носило аккинское(аренан-аккий) название «Берза-Буьйре». На месте аккинского поселения, называвшегося «Нохье-Буьйра», впоследствии ичкерийскими поселенцами было основано селение Нойбоьра (Нойбуьйра). Южнее современного селения Бачи-Юрт, в котором ряд исследователей также локализует, центр «Окоцкой земли»1, располагалось аккинское селение «Аьккхий-Юрт». Исследователь С. Ц. Умаров именно под «Аъккхий-Юртом» сделал попытку (совершенно необоснованную и безуспешную) локализовать селение «Оку-Юрт», основанное, якобы, выходцами из цонтароевского тайпа Оку-некъе2.
В районе Старого Герзеля стояло аккинское селение «Гезл-Эвла», происхождение названия которого нам представляется несколько иным, чем данное этнографом А. С. Сулеймановым3. После сожжения в XVIII веке ГIачалкъа-Аьккха село было покинуто, но через некоторое время восстановлено гIачалкъоевцами. При восстановлении сюда поселилась и часть ичкеринцев и кумыков. После этого аккинцы-гIачалкъоевцы ушли из Гезл-Эвла, а в селение продолжали прибывать представители дагестанских народов, которые постепенно очеченились.
До настоящего времени среди вайнахов сохраняется топоним «ГIачалкъой PaгI» («Иачалчъой Дук»), известный в русских источниках XVI—XX вв. как «Качкалыковский хребет». Объяснить происхождение данного топонима иначе, как фактом проживания /причем долгого/ здесь представителей общества ГIачалкъа, по нашему мнению, не представляется правомерным. Даже само название хребта призывает исследователей более пристально вдуматься в свидетельства аккинских старожилов и в данные рукописей аккинских жителей при исследовании вопросов, связанных с историей Терско-Сулакского междуречья XVI—XVIII веков.
Таким образом, Терско-Сулакское междуречье, на землях которого располагалась Аьккха (Акки)4, к XVI веку состояло из двух крупных обществ: Пачалкъа-Аьккха /или Аьккха/ и Пхьарчхошка-Аьккха /или Ширча-Аьккха/. Междуречье было довольно густо заселено представителями аккинского населения(аренан-аккий), выдвинувшимися в число передовых северокавказских обществ к середине XVI века. Естественно, этого не могло произойти без относительно развитого уровня экономиечских и социальных отношений внутри Акки(аренан-аккий) в рассматриваемое время, т. е. в XVI—XVII вв.
Первый район разведения верблюдов — это ГIочкъар-Мохк в ГIачалкъа-Аьккха; второй располагался на землях Шарой-Мохк в Пхьарчхошка-Аьккха.
К сожалению, нам неизвестно количество выращиваемого ими риса, однако примечательно высказывание местных старожилов о том, что шароевцы и шебарлойцы (ч1еберлой) снабжали и вполне обеспечивали потребности всех аккинцев в названном продукте. Со второй половины XVIII в. шароевцы забросили занятие рисоводством под влиянием давления со стороны дагестанских владельцев, при помощи царских отрядов вытеснявших их со своих земель; шебарлоевцы(ч1еберлой) же продолжали заниматься выращиванием риса и в течение XIX века.Обилие рек не могло не способствовать занятию рыболовством среди аккинцев. Особенно благоприятные условия для этого у аккинцев, проживавших по правому берегу Терека до Каспийского моря и в нижнем течении Терека и Сулака, т. е. у представителей гIочкъарцев, къоцоевцев, шаройцев, шебарлоевцев(ч1еберлой).
Основными районами приготовления «чеченского сукна», по данным А. И. Хасбулатова, являлись Грозненский, Веденский, Назрановский и Хасавюртовский округа 3.
Видимо, не случайно, что название крупного "аккинского" общества «Пхьарчхой»(обратите внимание на этот тейп) переводится самими аккинцами не только как «первопоселенцы» /от «пхьар» - мастер/, но и конкретно подразумевается как «мастера по изготовлению панцирей, кольчуг, стрел». Подтверждением этого явилось высказывание русского офицера А. М. Буцковского /1812 г./ о том, что аккинцы, жившие в верховьях рек Акташа и Ярыксу являются «весьма хорошими оружейниками» 3, имевшими славу изготовителей холодного и огнестрельного оружия______________________________
Важное значение в осуществлении как торгово-экономических, так и политических контактов северокавказских обществ с Россией и народами Кавказа в указанный период имели основные пути передвижений караванов, посольств, войск и торговцев. Как известно, одной из главных артерий Северного Кавказа являлась так называемая «Дербентская дорога», шедшая от Азова до Дербента, маршрут которой был отражен в русских документах еще в 1615 г. 1. Отрезок этой дороги — «от Сунжи мимо Тарков» (т. е. от р. Сунжи мимо селения Тарки) — привлекает внимание, т. к. он приходится на земли аккинцев(аренан-аккий).
Все союзы сель¬ских общин образовывали два крупных «вольных общества» — Пхьарчхой и ГIачалкъой, во главе которых также стоял общий совет. Известно, что в XVIII — начале XIX в. общие советы жи¬телей Акки проводились на одной из горных вершин близ селе¬ния Ширча-Юрт; иногда сборы происходили в районе между се¬лениями Бони-Эвла и Бони-Юрт и в других местах.
Аккинцы(аренан-аккий), подвергавшиеся давлению как царской админи¬страции, так и территориальным устремлениям дагестанских феодалов (при активной помощи царизма), не могли оставаться в стороне от борьбы за независимость. Материалы полевых изы¬сканий позволяют показать основные тенденции развития про¬цесса этой борьбы.
Общество Ауховцы(Оув-хой или др. 1авхар) АРЕНАН-АРАР АЬКХЕ.
Для ведения вооруженной борьбы против дагестанских феодалов и царских отрядов в отдельных аккинских землях стали создаваться бое¬вые дружины во главе со своими предводителями. Так, боевые дружины обществ Шебарлой(Ч1еберлой) и ЧIонтой(Ч1анте) долгое время возглавля¬лись жителем селения ГIеза-Юрт Абду-Разаком /Iабдраьзкъа/. Имя его овеяно легендами, однако определенно можно сказать, что он со своими дружинами боролся против дагестанских фео¬далов в междуречье Сулака и Акташа.Руководителем боевых отрядов, сформированных из предста¬вителей гIачалкъоевских обществ Къоцой и ГIочкъар, называет¬ся аккинец по имени Абу-Тагир (Абу-ТIахIир). О нем известно меньше: его отряды действовали в основном в бассейне р. Ак¬сай и в равнинных и предгорных районах севернее и северо-во¬сточнее Качкалыковского хребта.
Длительная борьба аккинских обществ против соседних и своих феодалов и социальных верхов на протяжении второй по¬ловины XVII—XVIII вв., а также ожесточенное сопротивление действиям царской администрации в Терско-Сулакском между¬речье в течение XVIII в., истощали местное население, в ре¬зультате чего оно к концу XVIII в. стояло фактически на грани полного физического исчезновения. Однако, борьба не прекра¬щалась, и именно аккинцы одними из первых поддержали и ак¬тивно включились в движение шейха Мансура (Ушурмы)1.
До образования Эндери, выше него по р. Акташ, как сви¬детельствуют местные старожилы, существовало аккинское селение, название которого пока не установлено. Дореволюци¬онный этнограф Н. Семенов пишет, что первыми жителями села, около которого впоследствии был образован Эндери, счи¬таются «тюмены» и «гуэны»: «В ногайских песнях, воспеваю¬щих ханов Золотой Орды XIV и XV столетия, Эндрей называ¬ется Гуэн-кала, т. е. Гуэнская крепость(ГУНОЙ)»; гуэны(ГУНОЙ) же считаются выходцами из Чечни2.
«В Пхьарчхошка(обратите внимание на этот тейп-selo) (в Ширча-Юрте. — Ш. X.) жил один аккин¬ский эла. Звали его МIажр. Недалеко от него жили кумыкские князья, которые дружили с аккинским. МIажр всегда брал верх, был самостоятельным, лучшим, Тогда кумыкские кня¬зья подло убили его. Через некоторое время жена МIажра, по совету аккинских стариков, позвала кумыкских князей к себе мириться. Там, на горе, где жила жена аккинского князя, кня¬зья кумыкские были убиты. С тех пор эта гора, расположен¬ная немного выше Пхьарчхошка, называется «Элий баввийна (Лам)», (т., е. Гора, где убиты князья. — А. А.).
Второе предание записано нами в 1982 г. со слов жителя сел. Нурадилово (Хасавюрт-й р-он) Насырхаева Индарби, 70 лет (ум. в 1983 г.).
«Выше села Пхьарчхошка(обратите внимание на этот тейп-selo) жил один аккинский человек. Он был женат на дочери кумыкского князя. Эта кумычка са¬ма пошла за аккинца. У них были дети. Родные кумычки, недо¬вольные тем, что она, пошла не за своего человека (не за кумыка. — А. А.) замуж, пригласили его к себе в гости и по¬дло убили. Шло время, дети подросли. Жена убитого аккинца пригласила родственников-князей к себе в гости. Здесь, на го¬ре, она при помощи своих сыновей убила этих князей. С тех пор эта гора называется «Элий баввийна (Лам)». Время, когда это случилось, можно определить по надписям на чуртах на этой горе».
Исследователь М. Д. Чулков, автор капитального труда по российской коммерции, оставил довольно подробное свидетельство о событиях того периода. «Жилища Чеченцов, — писал он, — простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря; но понеже они в прежния времена Гребенским и Донским Козакам, отгнанием их лошадей и скота, много вреда причиняли, то в 1718 году командированы были на них несколько тысяч человек Донских Козаков, которые всю их землю опустошили и многих порубили, а прочие потом в горах опять построились и в 1722 году Российскими подданными учинились»1.
В целом же отметим, что вопрос этот почти не разработан до настоящего времени и очень привлекателен для исследователей истории края.
Не легче сложилась и судьба пхьарчхоевских обществ Шарой, Шебарлой(Ч1еберлой), и Ч1онтой(Ч1анти), проживавших в указанный период в нижнем течении Терско-Сулакского междуречья.
Общества Шебарлой(Ч1еберлой) и ЧIонтой(Ч1анти) подвергались, как свидетельствует полевой материал и относительно немногочисленные документальные источники, давлению со стороны дагестанских феодалов с конца — XVII — начала XVIII вв. Наиболее ощутимое давление на них было оказано со второй четверти XVIII в., с основания крепости Святого Креста: на землях этих обществ была основана не только сама крепость, но и казачьи укрепления и станицы. Соседство крепости, а также постепенное возвышение дагестанских владельцев, поддерживаемых силой царского оружия, обоснование в Костеке феодалов во главе с Алишем Хамзиным и его потомками означало, что большая часть местного населения вытеснялась со своих оемель либо уничтожалась. Поэтому и не удивительно, что именно эти общества, как и общества гIачалкъоевцев, были первыми, кто поднялся с оружием в руках против царского самодержавия и местных владельцев в середине — второй половине XVIII столетия.
Трагична судьба общества Шарой — самого дальнего от предгорий Акки.
Предположительно в середине I тыс. н. э. аккинцы (аренан-аккий)получают свое второе этническое название — ауховцы.
Арсанов подтвердил утверждения стариков чеченцев, что АРАР-АЬКХЕ назывались сообщества чеченских тейпов из Ч1еберлоя, Ч1анти Мохка, Шароя, Мержа, Галанчожа, Пешха, Ц1ечоя, которые объеденились в тукхум Арар-Аькхе.
Чеченские историки указывают, что на землях проживания НАХОВ, известны три территориальных центра под названием Аькха, имеющих между собой общих предков:
1. Горная Аькха-Галан-Ч1ож(Нашах),
2. Щерча-Аькха распологавшаяся, когда то в Осетии, в которую входила горная система Казбек
3. Пана-Мохк Аухар или условно Арар(Аренан)-Аькха, некогда могучее сообщество чеченских тейпов, имевших выход в Каспий и контролировавших торговые пути между Азией и Европой, внутренние чеченцы называли эту землю из за ее обильных доходов ПАНА-МОХК(земля благоденствия, земля богатств).
Позже(??) в Аух перебрались тейпы ц1онтрой, беной, курчалой.
Значение древнейшего чеченского слова АЬКХЕ учеными объясняеться, как люди идущие на охоту, на опасное занятие.
Таковыми стали аккинцы, ч1еберлой, ч1антий, шарой, ширдий, ц1ечой, мержой, ц1онтрой, беной, курчалой, дышний объеденившиеся В Аухе-Пана Мохк в новое территориальное общество нохчиев, известной сейчас как АРАР-АЬКХЕ.
Продолжение следует.
Асрудин Айнудинович Адилсултанов
АККИ И АККИНЦЫ В XVI—XVIII ВЕКАХ(пр. общество чеченцев "АРАР-АЬКХЕ)
Редактор И. А. Ирисханов. Художник М. Б. Магомаев,
технический редактор С. П. Липатова. Корректор М. А. Бськова
Сдано в набор. 21.05.91 г. Подписано к печати 26.08.92.
Бумага газетная Формат 60x84 1/16. Гарнитура школьная.
Печать высокая. Усл. печ. л. 7,44. Усл. кр.-отт 7,77.
Усл. изд. л. 8,49. Тираж 5000. Заказ № 2204.
Цена договорная.
Издательско-полиграфическое объединение «Книга» государственного комитета Чеченской республики по информации и печати 361907, Грозный, уд, Субботников; З5.
Повторный выход чеченцев на свою равнину вылился в кровавую войну против местных феодалов и вассалов:
«С достоверностью можно сказать, что переселение аккинцев на плоскость носило не чисто аккинский характер. Об этом свидетельствует весьма пестрый в тайповом отношении состав аккинцев» (Арсаханов, 1959, с. 8 - 9).