КАВКАЗ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАВКАЗ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ! » Города и Регионы » Арар-Аькхий(Чеченцы-Ауховцы) как отдельный нахо-чеченский тукхум.>>


Арар-Аькхий(Чеченцы-Ауховцы) как отдельный нахо-чеченский тукхум.>>

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Первые чечнецы и ингуши населявшие Аух(Хасав-Юрт) назывались Авхат по Геродоту(по чечн. 1авхат), более тысячу лет назад, они получили новое название Ауховцы(по чеч. Оув-Хой), но 600 лет назад другие чеченские  племна прорываються в Аух, как аккинцы и карабулаки, все население получают новое название Арар-Аькхий.

Так кто они?
Сообщество древних НАХОВ под названием Аренан(Арар)-Аькхе или АУВХАР НОХЧИЙ.

...по книге Л.Ильясова «Тени вечности» с Xi до начала Xix века тейп выполнял функцию социальной организации и в ту пору был возможен переход отдельных семей или целых фамилий из одного тейпа в другой.

по определению М.Мамакаева, чеченский тукхум «своего рода военно-экономический союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты и нападения противника и экономического обмена».

Деление на тукумы у чеченцев - не по общности происхождения, оно, скорей всего, больше территориальное, нежели кровное, весьма условное. Уверен, что в древности у нахов не было деления на тукумы. Посудите сами: среди ауховских Арар-Аккхий (как отдельного тукума Овхой) можно найти как собственно аьккхий, так и орстхой, и ч1антий, и пхьарчой, и беной, и ... В общем, зесь практически весь тайповый срез чеченского этноса.

Представители ч1анти тукума имеют различное происхождение. Но на каком-то отрезке истории разрозненные группы объединились вокруг какого-то доминирующего тайпа и положили начало спаянной субэтнической единице, получившей тюркское название - тукум (или, согласно чеченской транскрипции - "тукхам"). Есть тайпы, происхождение к-х явно инородного корня (не нахского), зато они всеми причисляются к тому или иному тукуму. И это тоже повод для размышлений!
Деление на тукумы - весьма и весьма условно, и появилось оно на определённом этапе нахской истории, в связи с рядом исторических коллизий, когда наши предки искали формы выживания после грандиозного побоища, устроенного армией Тамерлана. Доказательство: немало тайпов не входят ни в один из существующих тукумов. Те же нашхой, к примеру. Далее - м1айстой, б1авлой (иногда их сопоставляют с т1ерлой), пешхой, вашиндарой, ч1инхой, нихлой, гучумгий, варандой (к-х ошибочно причисляют к Шотой). А ведь речь здесь идёт об очень известных, авторитетных и довольно влиятельных тайпах.
И ещё...

Общество Ауховцы(Оув-хой или др. 1авхар) АРЕНАН-АРАР АЬКХЕ.

Ассаламу 1аллайкум.

Есть тема про Аух(Пан Мохк), про все тейпы Чечни, но постараемся посмoтреть изнутри глазами самих чеченцев живущих в Аухе и настоящих историков на общество Оув-Хой или Арар-Аькхе. В древности жители Ауха чеченцы по Геродоту назывались 1авхар, около 1000 лет назад они получили название Оув-Хой, после разгрома и истощения ударных сил Хромого Тимура обезлюдевший потенциал Чеченского Ауха пополнили горцы Лам Аькха, Карабулаки, Ч1еберлойцы, Ч1антий, Дышний, Нохчмахкахой, Шарой и около 500-600 лет назад Oув-Хой получили новое название Арар-Аькхе или Аькхе. Но чеченцы пользуються термином Аренан(арар) Аькхе, чтобы не путать с аккинцами из Галанчожа.

Тема создана, чтобы удалить незнание истории чеченцев Ауха, которую каждый спрягает на свой лад. А что говорят факты?

Тейповый состав чеченцев("arar-akhi") Ауха(Хасав-Юрт):

1)31ог1ой, 2)Пхьарчaхой( происхождение ведут от Ширди, Ч1еберлой и Ч1аьнтий), 3)Орстхой(Ц1ечёй), 4)Ваьппи, 5)Барчхой, 6)Кхархой, 7)Пулой, 8)сами Ч1анти, 9)Зандакъой, 10)Курчалой(Куршлой), 11)Билтой, 12)Кевой, 13)Пешхой, 14)Бацой, 15)Нокк-хой, 16)Мержой, 17)Овршой, 18)Дишной, 19)Курчалой, 20)Пордалой, 21)Гендарганой, 22)Эг1ашбатой, 23)Гуной, 24)Ц1онтарой, 25)Жевой, 26)Беной, 27)Шарой, 28) Ч1еберлой, 30) Ширдий-

это говорит о том, что ара-эькхкхи - условное, собирательное название представителей различных нахских тайпов (см. Список информаторов).

По мнению большинства ученых, территория расселения чеченских племен в древности тянулась от Ауха до Сванетии, охватывая Северную и Южную Осетию, Балкарию, Карачай и горные провинции Грузии (6). Следует отметить, что в топонимике этих территорий, а также некоторых других областей Закавказья отложился значительный пласт чечено-язычных названий (7).
_____________________________________

первом десятилетии XVIII в. они активно действуют на всем Северо-Восточном Кавказе. В 1722 г. чеченцы вели военные действия против войск Петра I и нанесли поражение отрядам Ветерани у аула Эндери. «Поражение Ветерани, — пишет В. Потто, — живет ныне в преданиях кумыкского народа, которые говорят, что рейтеры Петра Великого были сброшены с кручи сильным натиском чеченцев» (21).

Знаменитый поход Петра Великого на Пeрсию был сорван чеченскими наездниками.

На протяжении всего XVIII в. чеченское население Терско-Сулакского междуречья AUKHA пополнялось за счет ичкеринцев, карабулаков и лам-аккинцев (22).
Говоря о заселении этих земель чеченцами, профессор П. И. Ковалевский писал, что они «...мало по малу стали спускаться с гор и постепенно занимать под свои аулы Кумыкскую площадь. Так образовался целый ряд аулов от Качкалыковского хребта и чуть не до Кизляра по Тереку, образуя Качкалыковскую Чечню» (23). Влияние же их в Аухе и во всем Терско-Сулакском междуречье было настолько велико, что, как писал генерал В. Потто, «...ни один из князей кумыкских... не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем» (24).

Территории современного Чеченского Ауха, на которых поселились аккинцы, нохчмахкахоевцы, шатойцы, шарой, ц1ечой, ч1еберлой были населены в древности нахским племенем Iавхар, о котором упоминал еще Геродот (V в. до н.э.) под названием авхат. Так что аккинцы и нохчмахкахоевцы, ц1ечовецы, пешхой, курчалой были не первыми чеченцами, освоившими эти земли Ауха-Пана Мохка.

-------------------------

АРЕНАН-Аьккхий! Овхой! Напрасны труды тех, кто пытается внушить самим арар-аккинцам-ауховцам и их соседним племенам, что арар-аккинцы-ауховцы не являются коренными жителями междуречья Сулак-Терек. Давайте спросим у давних врагов аренан-аккинских.

Они расскажут правду и не ради нас, живущих сегодня, а ради тех коварных целей, которые они вынашивали против чеченцев:
«К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут-Мартаном.

Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...» «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века».
Махачкала 1959, Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»
Точнее не скажет даже самый заклятый враг или близкий друг!

Ниже приводится топонимика Арар-Аьккхий (Овхой) Мохк-Ирсенан Пана Мохк.
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ, ОСНОВАННЫЕ АРАР-АККИНЦАМИ-АУХОВЦАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МЕЖДУРЕЧЬЯ-СУЛАК (чеч. ГIОЙ-ХИ), ТЕРЕК и ЗАП. БЕРЕГА КАСПИЙСКОГО МОРЯ

----------------------------------------

Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были представители тейпов Пешхой и Цечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Акxи-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой (Пешхой) и Цечёй (Цецёй). Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».

Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились тейп Беной и другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашха считают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья.

__________________________________

Этногенез чеченцев недостаточно ясен(?). Очевидно, что чеченский этнос возник на базе групп населения автохтонного происхождения, с включением пришлых осетин, кумыков и т.п. Впервые чеченцы упоминаются в армянском источнике VII века под названием "пиииичаматьян". Кабардинцы называли их "шашэн", осетины - "цацан". Русские первоначально называли чеченцев "окочанами", "аккинцами", затем нынешним именем по названию села Большой Чечен. Исторически территория Чечни делится на Большую Чечню и Малую. До XV-XVI вв. чеченцы жили в основном в горах, образуя отдельные территориально-политические группы. По народным преданиям, первые поселения на плоскости были основаны представителями родов, вышедших с Аккинских гор в конце XVI в.Второе зеселение после нашествий Ауха-Пана Мохка Чечни представителями Галан-Чожа и других чеченских родов где уже жили чеченцы из тейпа Оув-Хой.

В 1781 г. было оформлено присягами добровольное вхождение Ингушетии в состав России. Чеченцы были депортированы в феврале 1944 г. и вернулись в 1957 г.
Язык - чеченский нахской группы кавказской языковой семьи. Вместе с языком ингушей образует особую (вейнахскую) подгруппу. Имеет несколько диалектов. Первая попытка создания чеченского алфавита на латинской основе была предпринята в 1856 г. А.А. Шифнером; в 1862 г. попытку разработки алфавита на русской основе предпринял П.К. Услар. В 1925 г. была введена чеченская письменность на латинской, в 1938 г. - на русской основе.

Верующие - мусульмане-сунниты (приблизительно с XVI в.).

Чеченцы имеют один из наиболее высоких показателей владения родным языком и высокую долю считающих родным язык своей национальности. Межнациональные браки нe распространены. Таким образом, ассимиляция этносу не угрожает.

0

2

Сообщество древних НАХОВ под названием Аренан(Арар)-Аькхе или АУВХАР НОХЧИЙ.

[Прискорбнее всего то, что с самого начала изучения истории народов края, в частности аккинцев, не использовались данные устного и письменного характера, исходившие от самих аккинцев(аренан-аккий)
— вся информация об этом этносе бралась «со стороны» и чаще всего со стороны, кровно заинтересованной в искаженной информации об аккинцах(аренан-аккий)
.
В научной литературе отсутствует какая-либо картина исторического пути, пройденного аккинцами. Все, чем располагает на сегодняшний день историческая наука — это лишь исследование отдельных периодов, фрагментов, в основном затрагивающих конец XVI—XVII вв.; целостной концепции нет. Из этого и вытекают задачи нашего исследования

Это продолжаеться и сейчас, особенно стараються из кожи лезет пятая колонна, рожденная большевиками.

В XIX в. наблюдается огромный интерес к прошлому и настоящему народов Кавказа, вследствие чего появляется значительное число самых разнообразных работ. Одна из первых работ начала столетия была опубликована Равинским, в которой, описывая хозяйственную жизнь народов края, он приводит интересное замечание об острове «Чеченъ», лежащем «против обиталища Чеченцев» 1. 

Чеченский остров, где находились военно-торговые порты древних чеченцев.

Цитата:
Внутреннее разделение аккинцев(аренан-аккий) на два крупных общества, носящих имена «пхьарчхой»(обратите внимание на этот тейп) и «гIачалкъой», происходит, согласно полевому материалу, от раздельного проживания представителей этих обществ в Терско-Сулакском междуречье «до прихода русских» и периода уничтожения «гIачалкъоевского» общества, приведшего к переселению большей части rIaчалкъоевцев на земли пхьарчхоевцев (с середины XVIII в. до начала XIX в.). Земли, на которых проживали пхьарчхоевцы и гIачалкъоевцы, соответственно назывались Пхьарчхошка-Аьккха (или, впоследствии, Ширча-Аьккха, т. е. Старая Акка) и ГIачалкъа-Аьккха (или просто Аьккха).
Если в предгорной зоне Акки (Терско-Сулакского междуречья) представители аккинских тайпов(аренан-аккий) и тайповых групп проживали смешанно, то в равнинной зоне эти тайпы объединялись большей частью в относительно крупные группы, осваивавшие отдельные районы плоскостной зоны междуречья.

Одна из групп "аккинцев" из общества Пхьарчхой(обратите внимание на этот тейп), известная под названием «Шарой», освоила в течение XVI—XVII вв. плоскостные земли в низовьях Терека — по линии современных дагестанских селений Хамаматюрт — Бабаюрт — Татаюрт — Шава и вплоть до р. Терек. В настоящее время от этой группы "аккинцев" почти никого не осталось. 

КТО такие ШАРОЙ объяснять не надо.

По свидетельствам старожилов, они были поголовно уничтожены царскими войсками, а остатки шаройцев ассимилировались среди других аккинских тайпов и кумыкских фамилий(???).
Каждая группа аккинцев имела свои так называемые опорные поселения, вокруг которых непременно появлялись многочисленные кутаны (гIота).
Из опорных поселений "аккинцев" пхьарчхоевской(обратите внимание на этот тейп) группы Шарой в настоящее время известно о трех пунктах. Первое из поселений находилось в районе современного города Кизляра и называлось «Бухне». Оно неоднократно затоплялось водами, выходившими из берегов Терека. Как писал дореволюционный историк П. Г. Бутков, в 1728 г. в 5 верстах выше по Тереку от того места, где стояли развалины затопленного «бывшего Терского города», русские войска построили фельдшанец, ставший впоследствии основанием г. Кизляра1. Вполне вероятно, что именно здесь и находилось аккинское поселение Бухне.
Второе опорное поселение группы Шарой локализуется в районе современного селения Шава Бабаюртовского района Дагестана; третье — недалеко от современного селения Бабаюрт — оно называлось «Ээраш».

--------

На землях к востоку и северо-востоку от современных дагестанских селений Куруш — Костек — Казьмаул — Сулевкент и до озера Акташского расселились "аккинцы" из пхьарчхоевской (обратите внимание на этот тейп)группы «Шебарлой», имеющие и в настоящее время своих представителей среди аккинцев пхьарчхоевцев. 

(пояснение авт. Шебарлой(означает Ч1еберлой) это выходцы из Ч1еберлоя горцы Ч1еберлой расселившиеся в АУХЕ и ставшие арар-Аькхе)

Главным опорным поселением группы Шебарлой (пояснение авт. Шебарлой(означает Ч1еберлой) это выходцы из Ч1еберлоя горцы Ч1еберлой расселившиеся в АУХЕ и ставшие арар-Аькхе)было «Шебарлой-Эвла» (или Кунтий-Эвла), располагавшееся на месте современного дагестанского селения. Костек. В начале XVIII века около этого аккинского поселения обосновались русские рыбаки со своим главарем по имени Костя. Вскоре временное поселение русских рыбаков, вошедшее, вероятно, в дружеские контакты с аккинцами из Шебарлой-Эвла, получило от последних название Костийн-Отар (хутор Кости), Расположенное у самого края сулакской поймы, поселение постепенно пополнялось за счет кумыкского населения, прибывавшего преимущественно из-за Сулака. Оба поселения (Шебарлой-Эвла и Костийн-Отар) впоследствии слились и в официальных русских документах сохранилось название «Костек». Вплоть до 1944 г. селение Костек, в соответствии с принятой традицией, делилось на два основных квартала: Аьккхий-Эвла (Село аккинцев) и Иумкий-Эвла (Село кумыков).

Районы между двумя рукавами Сулака и севернее от них были обжиты аккинцами из пхьарчхоевской(обратите внимание на этот тейп) группы «ЧIонтой»1. ЧIонтой — одно из древних названий пхьарчхозвцев(к гIачалкъоевцам их не причисляют).
Земли между двумя рукавами Сулака назывались аккинцами Шина-ГIайсе-юкъ (середина двух Койсу). 

Ч1онтой-одно из древних названеий, которым отмечались выходцы из гор Ч1анте Мохка ч1антой, см. ч1антой, чонтой. Ч1анти чеченский тукхам.

Главное поселение группы ЧIонтой (Ч1анти)также носило название «Шина-ГIайсеюкъ»; вторым названием поселения, производным из названия «ЧIоятой», было «ЧIонтой-Эвла» (Село чIонтоевцев(Ч1анти). С середины XVIII века сюда стали переселяться из-за Сулака кумыки, однако название сохранилось до настоящего времени. Равнинная часть междуречья Аксая и Сулака, близкая к предгорьям, была заселена представителями пхьарчхоевских тайпов(обратите внимание на этот тейп), проживавших смешанно. Из наиболее крупных поселений, созданных аккинцами здесь в течение XVI—XVIII в., можно назвать следующие: Iандзле2 (в 10—12 км. восточнее современного селения Бабаюрт), Ийпне /совр. сел. Адиль-Отар/, Салехь-Эвла (совр. сел. Сивух), ГIазамне (совр. сель. Казьма-ул), Яркхе (совр. сель. Куруш), Йоккха-Бамт-юрт (совр. сел. Баматюрт), Бота-Юрт (совр. сел. Батаюрт), Сал-Юрт (совр. сел. Кандаураул), Уцийн-Хьасте (совр. сел. Муцалаул), Накхане или Накхе (совр. сел. Кокрек), Хасий-Эвла (совр. город Хасав-юрт) и др.

В предгорной части от Сулака до Аксая располагались следующие пхьарчхоевские(обратите внимание на этот тейп) поселения, имевшие также смешанный тайповый состав: Алтмарза-Юрт (совр. сел. Ново-Чуртах), Ширдой-ГIала-(Представители тейпа Ширдий)(севернее совр. сел. Эндирей), Буьрcана (южнее сел. Эндирей, на левой стороне р. Акташ), ГIазар-ГIала (совр. сел. Ново-Кули), Боний-Эвла (совр. сел. Новолакское), Кешне или Кешана (совр. сел. Чапаево), Морхан-Берде (восточнее сел. Кешне), Ширча-Юрт (совр. сел. Калинин-Аул), Пхьарчхошка (совр, сел. Ленин-Аул), МажгIар или МIарж (между сел. Кешне и Ширча-Юрт) и др.
Территория проживания общества Пхьарчхой(обратите внимание на этот тейп), ограничиваемая нижним течением Терека, западным побережьем Каспия, а также предгорьями Северного Дагестана и правобережьем р. Аксай, называлась Ширча-Аьккха (Старая Акка) или Пхьарч-хошка-Аьккха (Акки общества Пхьарчхой(обратите внимание на этот тейп).

Равнинные земли пхьарчхоевцев, освоенные отдельными аккинскими группами носили соответствующие названия: «Шарой-Мохк» (Земля (группы) Шарой), «Шебарлой-Мохк»-Ч1еберлой и «ЧIонтой-Мохк»Ч1анте. В настоящее время в памяти аккинцев (преимущественно пхьарчхоевцев) эти названия сохраняются. 

Сложнее обстоит вопрос с локализацией аккинских поселений(аренан-аккий) на территории другого крупного общества — «ГIачалкъа-Аьккха» (или просто «Аьккха»), определяемой землями между правобережьем Терека, левобережьем р. Аксай, Качкалыковским хребтом и правобережьем рек Мичик, Гумс и Сунжа. Вынужденные в течение второй половины XVIII до начала XIX в. покинуть свои земли и перебраться на территорию общества Пхьарчхой (под давлением царских войск и угрозой полного физического уничтожения), гIачалкъоевцы не сохранили в своей исторической памяти названия всех своих поселений. В лучшем случае они называют только некоторые районы проживания и опорные поселения в ГIачалкъа-Аьккха, данные о которых мы и постараемся привести в нашем исследовании.
В среднем и нижнем течении реки Аксай и между Аксаем и правобережьем Терека (приблизительно вдоль по современной границе между Дагестаном и Чечней) до земель «Шарой-Мохк» проживали представители аккинцев-гIачалкъоевцев из тайна Кхархой1, называемые «Къоцой» или «Къоцой-некъе» (Ветвь Къоцой). Весь правый берег Терека в этом районе вплоть до 1944 г. назывался аккинцами из общества ГIачалкъой «Къоцойн-Мохк» (Земля (тайпа) Къоцой) или «Къоцой-некъе-Мохк»2.
Основным опорным поселением этой части аккинцев(аренан-аккий) называется поселение «Къоцой-Эвла», располагавшееся между современными дагестанскими селениями Хамаматюрт и Адиль-Янгиюрт. Кроме Къоцой-Эвла представителями къоцоевцев были основаны такие поселения, как «Уцум-Эвла» (совр. сел. Уцми-Юрт), «Уби-Хьажи-Отар» (совр. сел. Хамаматюрт), а также поселение на месте современнего селения Адиль-Янгиюрт, название которого до настоящего времени не выяснено.
Западнее земель «Къоцой-Мохк, на территории современного Гудермесского района Чечни по линии Терек — восточная граница с Дагестаном — железнодорожная ветка до г. Гудермес — р. Сунжа, располагались представители другой части аккинского тайпа Кхархой — «ГIочкъар» или «ГIочкъар-не-къе». Земли, населенные последними, назывались «ГIочкъар-Мохк» (Земля (тайпа) ГIчкъар) или «ГIочкъар-некъе-Мохк».
Из-за почти полного истребления царскими войсками в XVIII — первой половине XIX века представителей тайпа (ветви) Иочкъар почти не осталось. Из крупных поселений гIочкъарцев на сегодняшний день известны лишь некоторые. Так, одно из поселений под названием «Эрхе» локализуется в районе современного поселка Комсомольское Гудермесского района Чеченской Республики. В районе современного города Гудермеса существовало четыре поселения гIочкъарцев, названия трех из которых неизвестны до настоящего времени. Сохранилось же название поселения «Бухне», располагавшегося в районе юго-западной части гор. Гудермеса. В связи с этим, интересны попытки исследователей искать центр «Окоцкой земли» Ших-Мурзы Ушаромова в районе между Гудермесом и рекой Аксай1.
В районе современного поселка Степное Гудермесского района Чечни существовало аккинское поселение «Дадий-Эвла», название которого невольно приводит к мысли о совпадении известного своей трагической участью в началее XIX века селения Дада-Юрт. Близ современных селений Энгель-Юрт и Кади-Юрт того же района также были расположены гIочкъар-ские поселения, однако их названия не сохранились. Ряд аккинских названий поселений в ГIачалкъа-Аьккха, как, например, ПетIий-Отар, Iалхан-Эвла, также не локализуется.
На остальной территории общества ГIачалкъа-Аьккха, т. е. от современной железнодорожной ветки до Качкалыковского хребта, были расположены аккинские поселения, имевшие смешанный тайповый состав2.
Так, на месте Старого Аксая стояло аккинское поселение «Моха-Берде», а поселение с поздним тюркским названием Кошкельды носило аккинское(аренан-аккий) название «Берза-Буьйре». На месте аккинского поселения, называвшегося «Нохье-Буьйра», впоследствии ичкерийскими поселенцами было основано селение Нойбоьра (Нойбуьйра). Южнее современного селения Бачи-Юрт, в котором ряд исследователей также локализует, центр «Окоцкой земли»1, располагалось аккинское селение «Аьккхий-Юрт». Исследователь С. Ц. Умаров именно под «Аъккхий-Юртом» сделал попытку (совершенно необоснованную и безуспешную) локализовать селение «Оку-Юрт», основанное, якобы, выходцами из цонтароевского тайпа Оку-некъе2.
В районе Старого Герзеля стояло аккинское селение «Гезл-Эвла», происхождение названия которого нам представляется несколько иным, чем данное этнографом А. С. Сулеймановым3. После сожжения в XVIII веке ГIачалкъа-Аьккха село было покинуто, но через некоторое время восстановлено гIачалкъоевцами. При восстановлении сюда поселилась и часть ичкеринцев и кумыков. После этого аккинцы-гIачалкъоевцы ушли из Гезл-Эвла, а в селение продолжали прибывать представители дагестанских народов, которые постепенно очеченились.
До настоящего времени среди вайнахов сохраняется топоним «ГIачалкъой PaгI» («Иачалчъой Дук»), известный в русских источниках XVI—XX вв. как «Качкалыковский хребет». Объяснить происхождение данного топонима иначе, как фактом проживания /причем долгого/ здесь представителей общества ГIачалкъа, по нашему мнению, не представляется правомерным. Даже само название хребта призывает исследователей более пристально вдуматься в свидетельства аккинских старожилов и в данные рукописей аккинских жителей при исследовании вопросов, связанных с историей Терско-Сулакского междуречья XVI—XVIII веков.
Таким образом, Терско-Сулакское междуречье, на землях которого располагалась Аьккха (Акки)4, к XVI веку состояло из двух крупных обществ: Пачалкъа-Аьккха /или Аьккха/ и Пхьарчхошка-Аьккха /или Ширча-Аьккха/. Междуречье было довольно густо заселено представителями аккинского населения(аренан-аккий), выдвинувшимися в число передовых северокавказских обществ к середине XVI века. Естественно, этого не могло произойти без относительно развитого уровня экономиечских и социальных отношений внутри Акки(аренан-аккий) в рассматриваемое время, т. е. в XVI—XVII вв.

Первый район разведения верблюдов — это ГIочкъар-Мохк в ГIачалкъа-Аьккха; второй располагался на землях Шарой-Мохк в Пхьарчхошка-Аьккха.

К сожалению, нам неизвестно количество выращиваемого ими риса, однако примечательно высказывание местных старожилов о том, что шароевцы и шебарлойцы (ч1еберлой) снабжали и вполне обеспечивали потребности всех аккинцев в названном продукте. Со второй половины XVIII в. шароевцы забросили занятие рисоводством под влиянием давления со стороны дагестанских владельцев, при помощи царских отрядов вытеснявших их со своих земель; шебарлоевцы(ч1еберлой) же продолжали заниматься выращиванием риса и в течение XIX века.Обилие рек не могло не способствовать занятию рыболовством среди аккинцев. Особенно благоприятные условия для этого у аккинцев, проживавших по правому берегу Терека до Каспийского моря и в нижнем течении Терека и Сулака, т. е. у представителей гIочкъарцев, къоцоевцев, шаройцев, шебарлоевцев(ч1еберлой).

Основными районами приготовления «чеченского сукна», по данным А. И. Хасбулатова, являлись Грозненский, Веденский, Назрановский и Хасавюртовский округа 3.

Видимо, не случайно, что название крупного "аккинского" общества «Пхьарчхой»(обратите внимание на этот тейп) переводится самими аккинцами не только как «первопоселенцы» /от «пхьар» - мастер/, но и конкретно подразумевается как «мастера по изготовлению панцирей, кольчуг, стрел». Подтверждением этого явилось высказывание русского офицера А. М. Буцковского /1812 г./ о том, что аккинцы, жившие в верховьях рек Акташа и Ярыксу являются «весьма хорошими оружейниками» 3, имевшими славу изготовителей холодного и огнестрельного оружия
______________________________

Важное значение в осуществлении как торгово-экономических, так и политических контактов северокавказских обществ с Россией и народами Кавказа в указанный период имели основные пути передвижений караванов, посольств, войск и торговцев. Как известно, одной из главных артерий Северного Кавказа являлась так называемая «Дербентская дорога», шедшая от Азова до Дербента, маршрут которой был отражен в русских документах еще в 1615 г. 1. Отрезок этой дороги — «от Сунжи мимо Тарков» (т. е. от р. Сунжи мимо селения Тарки) — привлекает внимание, т. к. он приходится на земли аккинцев(аренан-аккий).

Все союзы сель¬ских общин образовывали два крупных «вольных общества» — Пхьарчхой и ГIачалкъой, во главе которых также стоял общий совет. Известно, что в XVIII — начале XIX в. общие советы жи¬телей Акки проводились на одной из горных вершин близ селе¬ния Ширча-Юрт; иногда сборы происходили в районе между се¬лениями Бони-Эвла и Бони-Юрт и в других местах.

Аккинцы(аренан-аккий), подвергавшиеся давлению как царской админи¬страции, так и территориальным устремлениям дагестанских феодалов (при активной помощи царизма), не могли оставаться в стороне от борьбы за независимость. Материалы полевых изы¬сканий позволяют показать основные тенденции развития про¬цесса этой борьбы.

Общество Ауховцы(Оув-хой или др. 1авхар) АРЕНАН-АРАР АЬКХЕ.

Для ведения вооруженной борьбы против дагестанских феодалов и царских отрядов в отдельных аккинских землях стали создаваться бое¬вые дружины во главе со своими предводителями. Так, боевые дружины обществ Шебарлой(Ч1еберлой) и ЧIонтой(Ч1анте) долгое время возглавля¬лись жителем селения ГIеза-Юрт Абду-Разаком /Iабдраьзкъа/. Имя его овеяно легендами, однако определенно можно сказать, что он со своими дружинами боролся против дагестанских фео¬далов в междуречье Сулака и Акташа.Руководителем боевых отрядов, сформированных из предста¬вителей гIачалкъоевских обществ Къоцой и ГIочкъар, называет¬ся аккинец по имени Абу-Тагир (Абу-ТIахIир). О нем известно меньше: его отряды действовали в основном в бассейне р. Ак¬сай и в равнинных и предгорных районах севернее и северо-во¬сточнее Качкалыковского хребта.
Длительная борьба аккинских обществ против соседних и своих феодалов и социальных верхов на протяжении второй по¬ловины XVII—XVIII вв., а также ожесточенное сопротивление действиям царской администрации в Терско-Сулакском между¬речье в течение XVIII в., истощали местное население, в ре¬зультате чего оно к концу XVIII в. стояло фактически на грани полного физического исчезновения. Однако, борьба не прекра¬щалась, и именно аккинцы одними из первых поддержали и ак¬тивно включились в движение шейха Мансура (Ушурмы)1.

До образования Эндери, выше него по р. Акташ, как сви¬детельствуют местные старожилы, существовало аккинское селение, название которого пока не установлено. Дореволюци¬онный этнограф Н. Семенов пишет, что первыми жителями села, около которого впоследствии был образован Эндери, счи¬таются «тюмены» и «гуэны»: «В ногайских песнях, воспеваю¬щих ханов Золотой Орды XIV и XV столетия, Эндрей называ¬ется Гуэн-кала, т. е. Гуэнская крепость(ГУНОЙ)»; гуэны(ГУНОЙ) же считаются выходцами из Чечни2.


«В Пхьарчхошка(обратите внимание на этот тейп-selo) (в Ширча-Юрте. — Ш. X.) жил один аккин¬ский эла. Звали его МIажр. Недалеко от него жили кумыкские князья, которые дружили с аккинским. МIажр всегда брал верх, был самостоятельным, лучшим, Тогда кумыкские кня¬зья подло убили его. Через некоторое время жена МIажра, по совету аккинских стариков, позвала кумыкских князей к себе мириться. Там, на горе, где жила жена аккинского князя, кня¬зья кумыкские были убиты. С тех пор эта гора, расположен¬ная немного выше Пхьарчхошка, называется «Элий баввийна (Лам)», (т., е. Гора, где убиты князья. — А. А.).
Второе предание записано нами в 1982 г. со слов жителя сел. Нурадилово (Хасавюрт-й р-он) Насырхаева Индарби, 70 лет (ум. в 1983 г.).
«Выше села Пхьарчхошка(обратите внимание на этот тейп-selo) жил один аккинский человек. Он был женат на дочери кумыкского князя. Эта кумычка са¬ма пошла за аккинца. У них были дети. Родные кумычки, недо¬вольные тем, что она, пошла не за своего человека (не за кумыка. — А. А.) замуж, пригласили его к себе в гости и по¬дло убили. Шло время, дети подросли. Жена убитого аккинца пригласила родственников-князей к себе в гости. Здесь, на го¬ре, она при помощи своих сыновей убила этих князей. С тех пор эта гора называется «Элий баввийна (Лам)». Время, когда это случилось, можно определить по надписям на чуртах на этой горе».

Исследователь М. Д. Чулков, автор капитального труда по российской коммерции, оставил довольно подробное свидетельство о событиях того периода. «Жилища Чеченцов, — писал он, — простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря; но понеже они в прежния времена Гребенским и Донским Козакам, отгнанием их лошадей и скота, много вреда причиняли, то в 1718 году командированы были на них несколько тысяч человек Донских Козаков, которые всю их землю опустошили и многих порубили, а прочие потом в горах опять построились и в 1722 году Российскими подданными учинились»1.


В целом же отметим, что вопрос этот почти не разработан до настоящего времени и очень привлекателен для исследователей истории края.
Не легче сложилась и судьба пхьарчхоевских обществ Шарой, Шебарлой(Ч1еберлой), и Ч1онтой(Ч1анти), проживавших в указанный период в нижнем течении Терско-Сулакского междуречья.
Общества Шебарлой(Ч1еберлой) и ЧIонтой(Ч1анти) подвергались, как свидетельствует полевой материал и относительно немногочисленные документальные источники, давлению со стороны дагестанских феодалов с конца — XVII — начала XVIII вв. Наиболее ощутимое давление на них было оказано со второй четверти XVIII в., с основания крепости Святого Креста: на землях этих обществ была основана не только сама крепость, но и казачьи укрепления и станицы. Соседство крепости, а также постепенное возвышение дагестанских владельцев, поддерживаемых силой царского оружия, обоснование в Костеке феодалов во главе с Алишем Хамзиным и его потомками означало, что большая часть местного населения вытеснялась со своих оемель либо уничтожалась. Поэтому и не удивительно, что именно эти общества, как и общества гIачалкъоевцев, были первыми, кто поднялся с оружием в руках против царского самодержавия и местных владельцев в середине — второй половине XVIII столетия.
Трагична судьба общества Шарой — самого дальнего от предгорий Акки.

Предположительно в середине I тыс. н. э. аккинцы (аренан-аккий)получают свое второе этническое название — ауховцы.

Арсанов подтвердил утверждения стариков чеченцев, что АРАР-АЬКХЕ назывались сообщества чеченских тейпов из Ч1еберлоя, Ч1анти Мохка, Шароя, Мержа, Галанчожа, Пешха, Ц1ечоя, которые объеденились в тукхум Арар-Аькхе.
Чеченские историки указывают, что на землях проживания НАХОВ, известны три территориальных центра под названием Аькха, имеющих между собой общих предков:

1. Горная Аькха-Галан-Ч1ож(Нашах),
2. Щерча-Аькха распологавшаяся, когда то в Осетии, в которую входила горная система Казбек
3. Пана-Мохк Аухар или условно Арар(Аренан)-Аькха, некогда могучее сообщество чеченских тейпов, имевших выход в Каспий и контролировавших торговые пути между Азией и Европой, внутренние чеченцы называли эту землю из за ее обильных доходов ПАНА-МОХК(земля благоденствия, земля богатств).

Позже(??) в Аух перебрались тейпы ц1онтрой, беной, курчалой.

Значение древнейшего чеченского слова АЬКХЕ учеными объясняеться, как люди идущие на охоту, на опасное занятие.

Таковыми стали аккинцы, ч1еберлой, ч1антий, шарой, ширдий, ц1ечой, мержой, ц1онтрой, беной, курчалой, дышний объеденившиеся В Аухе-Пана Мохк в новое территориальное общество нохчиев, известной сейчас как АРАР-АЬКХЕ.

Продолжение следует.

Асрудин Айнудинович Адилсултанов
АККИ И АККИНЦЫ В XVI—XVIII ВЕКАХ(пр. общество чеченцев "АРАР-АЬКХЕ)
Редактор И. А. Ирисханов. Художник М. Б. Магомаев,
технический редактор С. П. Липатова. Корректор М. А. Бськова
Сдано в набор. 21.05.91 г. Подписано к печати 26.08.92.
Бумага газетная Формат 60x84 1/16. Гарнитура школьная.
Печать высокая. Усл. печ. л. 7,44. Усл. кр.-отт 7,77.
Усл. изд. л. 8,49. Тираж 5000. Заказ № 2204.
Цена договорная.
Издательско-полиграфическое объединение «Книга» государственного комитета Чеченской республики по информации и печати 361907, Грозный, уд, Субботников; З5.

Повторный выход чеченцев на свою равнину вылился в кровавую войну против местных феодалов и вассалов:

«С достоверностью можно сказать, что переселение аккинцев на плоскость носило не чисто аккинский характер. Об этом свидетельствует весьма пестрый в тайповом отношении состав аккинцев» (Арсаханов, 1959, с. 8 - 9).

0


Вы здесь » КАВКАЗ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ! » Города и Регионы » Арар-Аькхий(Чеченцы-Ауховцы) как отдельный нахо-чеченский тукхум.>>