БисмиЛлахи р-Рах1мани р-Рахим!

Хвала Аллаху Господу всех миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем тем, кто последовал за истиной вплоть до Судного Дня, а затем:
Во-первых, начну с того, что испытания - это проверка людей Аллахом "на прочность" и одновременно свидетельство Его любви к ним. Испытания подобны горькому лекарству, которое вы посылаете тому, кого любите, зная, что если оно исцелит от недуга, то горечь от него быстро забудется. Так и Аллах очищает людей от грехов, проводя их через испытания. В хадисе сказано: "Высокая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит человека, Он подвергает его испытаниям. Кто примет их - станет Ему угоден, но кто будет недоволен, тому достанется Его Гнев" (Тирмизи, Ибн Маджда). А один из сподвижников сказал: "Коль не испытания в этом мире, то в Судный День мы были бы с пустыми руками".
Испытания являются благом для верующего потому, что награда за терпение и стойкость при их преодолении сохранится для него в будущей жизни. А иначе и быть не может - ведь его хорошие дела искупают его грехи, тем самым возвышая его перед Аллахом и людьми. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда Аллах любит Своего раба, Он подвергает его мучениям в этой жизни. А когда Аллах гневается, Он подвергает его мучениям в ахирате" (Тирмизи).
Хасан Аль-Басри, да смилостивится над ним Аллах сказал: "Не ропщите на испытания, которые приходят как бедствия. Быть может, в том, что вам не нравится, - ваше спасение, и, быть может, в том, что вы предпочитаете, - ваша смерть".
Аль-Фадль ибн Сахль писал: "В испытаниях есть благословения, которыми мудрый человек не должен пренебрегать. Ведь они стирают грехи, давая возможность добиться награды за терпение, рассеивая небрежность поминания во времена здоровья, призыв раскаяться и давать милостыню".
Итак, испытания для верующего - это путь к обретению награды. Но пройти этот путь и удостоиться ее может лишь тот, кто имеет терпение, твердую веру и стойкость.
Давайте вспомним слова Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: "Как прекрасно положение верующего. Поистине, все в его положении является благом для него, и никому этого не дано, кроме верующего: коль что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А коль его постигает горе, он проявляет терпение, и это становится для него благом" Муслим.
Если мусульманина постигают испытания, он должен произнести "инна лиЛляхи уа инна иляйхи раджигьун" (все мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение), а также "къадаруЛлахи уа ма шаа фагьаля" (это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал).
Но самые важные и незабываемые моменты в жизни человека - когда он после тяжких испытаний возвращается к Своему Господу, зная, что лишь Господь дает облегчение от страданий, несчастий и бед.
Аллах Всевышний сказал: "Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые когда их постигает беда, говорят: воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем" Коран, 2:155-157.
Внимательно прочитайте и запомните приведенные ниже советы, которые основаны на книге "Заад аль-маад" Ибн Кайима. Они помогут вам легко пройти через испытания.
Во-первых, внимательно разберитесь, что с вами произошло. И если вы приняли и вытерпели все это, то вы увидите, что в итоге вы обрели гораздо большее и лучшее, чем потеряли. И вы поймете, что ваш Господь устроил вашу судьбу наилучшим образом.
Во-вторых, облегчите свое бремя испытаний мыслями о том, что все могло быть и хуже. А также оглянитесь по сторонам, и вы увидите, что вы не единственные в этом мире, кому приходится переживать боль или утраты. Однако боль в этом мире - это как сон или мимолетная тень. Поэтому не преувеличивайте ее силу или роль как фактора вашего физического и душевного состояния, а лучше научитесь ценить те моменты в жизни, когда вы чувствуете счастье и облегчение.
Ибн Мас'уд сказал: "За каждый миг наслаждения будет миг печали, и нет дома, не наполненного радостью, но и он будет наполнен слезами". А Ибн Сирин сказал: "Нет смеха, после которого не будет слез".
В-третьих, помните, что паника не только не устранит испытание, а наоборот, усугубит его.
В-четвертых, помните, что паника всегда радует недругов, а не друзей. Это значит, что она обрадует шайтана, а не Аллаха. К тому же паника ослабляет ваше намерение бороться с испытанием, а это тем более уменьшит вашу награду. Следовательно, проходя через испытание, употребите все ваше терпение и стойкость: не теряйтесь, не зовите напрасно на помощь, не сваливайте на других вину за то, что с вами происходит, а также не вините напрасно себя самих. Одним словом, не страшитесь Божьего испытания и не выражайте недовольства им, а достойно ищите путей и средств его преодоления. Знайте, что Аллах оценит ваши старания.
В-пятых, помните, что тот, кто вас испытывает, - Мудрейший и Милостивейший, что Он, слава Ему, посылает вам испытания не для того, чтобы погубить вас, а чтобы испытать ваше терпение и веру. Ведь Он видит, как вы настойчиво преодолеваете посланное Им испытание, а также покорно стоите перед Ним в молитве, прося Его о помощи и защите.
В-шестых, помните, что все происходящее с вами - это на самом деле не беда, а процесс вашего духовного исцеления по воле Аллаха. Всевышний тем самым искореняет из вашей души высокомерие и эгоизм - качества, пагубные как в этой, так и в будущей жизни. Хвала Аллаху, что Он оказывает нам милость, подвергая нас испытаниям!
В-седьмых, помните, что привкус горечи в этом мире сменится ароматом сладости в будущем мире, в то время как сладость в этой жизни может обернуться горечью в последней обители. Поэтому лучше сначала пережить временную горечь и затем пребывать в вечной сладости, а не наоборот. Если вы до сих пор этого не поняли, то поразмышляйте над хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Рай окружен многими трудностями, а Ад окружен желаниями и страстью. Эта жизнь - словно рай для неверующего и тюрьма для верующего".
Итак, человек должен не избегать и не страшиться испытаний, а воспринимать их как благословение и дар Аллаха.
Шейх уль-ислам Ибн Таймийя сказал: "Испытания, которые заставляют вас вернуться к Аллаху, лучше для вас, нежели благословения, которые отвлекают вас от поминания Аллаха".
Суфьян сказал: "То, что люди не любят, быть может, лучше для них, нежели то, что они любят, ведь они не знают, где их ждет благо".
Ибн Кайим рассказывал: "Однажды он [Ибн Таймийя] сказал мне: "Врагам ничего не удастся сделать со мной. Мой рай и сад блаженства находятся в моей груди, и куда бы я ни ушел, они останутся вместе со мной. Мое заключение [в неволю] - это для меня мое уединение, а мое убийство - это для меня смерть шахида. Мое изгнание из страны - это всего лишь странствие". Будучи в тюрьме, в момент упадка сил он часто повторял: "О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и не придавать Тебе сотоварищей". Он сказал мне: "На самом деле под стражей пребывает тот человек, который отдалил свое сердце от Господа. И, поистине, узник - тот, кто потакает своим страстям и похотям". Когда он вошел в темницу и оказался в ее стенах, то посмотрел на нее и сказал: "Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи мучения" Коран, с.Железо, а.13. Аллах знает, что я никогда не видел кого-либо, более довольного своей жизнью, нежели он. Он был доволен своей жизнью несмотря на заключение в тюрьму, угрозы и истощение".
Вера в Аллаха является убежищем для верующих, когда их постигают несчастья, охватывает печаль, мучают страхи; когда они чувствуют себя в безопасности; когда они пребывают в покорности или грехе - одним словом, при всех обстоятельствах, которые выпадают на их долю. Когда у верующих случаются желанные и радостные события, вера в Аллаха побуждает их к Его восхвалению, прославлению и благодарению за милости. Когда у них случаются неприятные и печальные, а тем более страшные или скорбные события, вера в Аллаха дает им утешение и надежду на обещанную за такие испытания награду. Когда они совершают грехи, вера в Аллаха устремляет их к раскаянию и очищению от них. Ну а когда они совершают праведные дела, вера в Аллаха заставляет их доводить такие дела до совершенства. Одним словом, вера в Аллаха - это та оболочка, которая, будучи физически неосязаемой и незримой, оберегает верующего на каждом жизненном шагу.
Прошу Аллаха принять мою работу, которую я выполнила лишь с мыслями о Нем.
И да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и тех, кто следует за ними с чистыми сердцами, вплоть до самого Дня Воскресения.

Надия Гусейнова