Друг может оказать большое влияние на твою жизнь, изменяя ее нравственно и идеологически. Доподлинно известно, что человек очень быстро перенимает качества своих близких и друзей.
Праведный друг является хорошим попутчиком в жизни, потому что всегда призывает к благому и праведному. Точно так же как нечестивый друг является плохим попутчиком, призывающим к распутству и к заблуждению.
Образцовый друг должен обладать следующими качествами:
Первое качество: - Ум.
Он должен быть умным, смышленым, далеким от глупости.
Как сказал правитель правоверных, описывая глупого человека:
«Глупый человек, никогда не укажет тебе на добро и не пожелает отвести от тебя зло. Если же он станет утруждать себя, возможно, желая сделать для тебя что-нибудь полезное -, обязательно навредит. Его смерть лучше жизни. Его молчание лучше, чем общение, его отдаленность лучше, чем близость».
Второе качество: - Благой нрав
Друг должен быть верующим, праведным, благонравным. Если он лишен этих качеств, то он будет аморальным, посредственным другом.
Аллах в Коране говорит:
«И будет грызть свои руки неверный в тот день, говоря: «О, если бы я встал на путь Господний с Посланником. О, горе мне! Что другом не избрал такого»».
Сура аль-Фуркъан, аяты 27-28
Третье качество: - Взаимность, эмпатия
Важно, чтобы он имел такие черты как: отзывчивость, сочувственность, взаимоуважение, потому что это является основой братской любви. Если не будет совокупности всего этого, то дружба ослабнет, а может и вовсе прекратится. Как сказал правитель правоверных:
«Избегать того, кто стремится к тебе - безумие,
стремиться к тому, кто избегает тебя – самоунижение».
Четвертое качество: - Верность
Необходимо, чтобы друг был преданным. Возможно вокруг тебя много друзей, но может оказаться, что среди них ни одного преданного. А теперь поговорим о том, как же проверить друга?
Испытание друзей.
Эти шесть пунктов помогут определить степень любви и преданности твоего друга:
1. Духовный экзамен:
Связь друзей, прежде всего, бывает духовной. Поэтому в первую очередь надо обратить внимание на то, является ли связь духовной или нет.
2. Испытание в нужде:
Попробуй проверить своего друга, когда будешь нуждаться в чем-то. Либо ты найдешь его желающим помочь тебе, будто это его проблема, либо найдешь его абстрагированным от твоих забот.
Известно, что люди делятся на две категории:
а) На тех, кто спешит помочь людям, если даже не могут в полной мере помочь, то постараются, по крайней мере, облегчить участь друга.
б) Другие описываются в Коране:
«Те, которые отдают своим братьям, предпочтение над собой, хотя и находятся сами в нужде».
Сура аль-Хашр, аят 9
Мы не требуем того, чтобы наш друг всегда был таким, каким описывается он во второй категории, хотя такой друг был бы на зависть всем. Ну, если он и не относится ко второй категории, то, как минимум, он должен относиться к первой.
Если друг бросит тебя с твоей нуждой и не будет пытаться подставить плечо, считай, что экзамен провален.
3. Испытание в его привязанности к тебе:
Еще одно испытание заключается в том, чтобы выяснить, дорожит ли твой друг вашей дружбой. Узнать об этом поможет хадис:
«Привязанность друга (проверяется) в трех (случаях): Отдает ли предпочтение словам своего друга перед словами других, предпочитает ли общество друга, обществу других, ищет ли довольства друга, нежели довольства других».
Если твой друг обладает этими свойствами, его можно считать закадычным другом.
4. Испытание в тяготах:
Хороший друг тот, кто поддержит в трудную минуту, кто останется с тобой, когда от тебя отвернутся другие, будет верить тебе, когда другие обвинят во лжи.
«Друг испытывается этими тремя и если он соответствует этому, то он искренний друг, можешь не сомневаться в нем. Можешь брать у него имущество, или можешь доверить ему имущество, или сотрудничать в капризных делах. В противном случае он является твоим другом в благоденствии, но никак ни в беде».
5. Испытание в состояние гнева.
Всякий человек в момент гнева являет для окружающих свое истинное лицо. Он не притворяется и не думает о чем говорит. Если на самом деле он твой друг, то и в состоянии гнева он не перестанет проявлять любовь к тебе. Обладая хладнокровием в этот момент, ты можешь сделать определенные выводы о своем друге. В хадисе говорится:
«Если ты хочешь проверить искренность любви твоего брата к тебе, попробуй разгневать его, если он совладеет собой и будет любезен, то он на самом деле твой брат, если нет, то нет».
6. Испытание в пути:
Будучи в пути человек не желает себя обременять чем-то излишним. Он начинает действовать инстинктивно и действует как вздумается. И в путешествии ты без особого труда можешь проверить своего друга. По этому поводу в хадисе говориться:
«Не называй человека другом пока не испытаешь в трех вещах: разгневав его посмотри, прибегает ли он в состоянии гнева ко лжи, отступив от Истины; будучи в пути с ним, и испытав его динаром и дирхамом (деньгами)».
Проверяя друзей, не забудь, что и ты являешься кому-то другом. Поэтому сначала попробуй протестировать самого себя. Надеюсь, ты будешь ходить с поднятой головой пред Аллахом и перед своими друзьями, успешно сдав этот экзамен.
Да благословит Аллах Своего Возлюбленного раба пророка Мухаммада, который указал людям путь приближающий к их Господу.
Подготовил: Ибрагим Махтибеков