КАВКАЗ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАВКАЗ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ! » Города и Регионы » Аккинцы, аькхе, аьхой, духой, ламхой, ламьакхи - кто они?>>


Аккинцы, аькхе, аьхой, духой, ламхой, ламьакхи - кто они?>>

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

⏩ ❶➠ ¹☀  Немногие историки обращают внимание на свидетельства о существовании весьма большой территории Аккинского общества, которая охватывала не только с.Акки с прилегающими аулами и хуторами, но и все Аккинское ущелье, Галанчожскую котловину и даже поселения, расположенные вдоль р.Гехи у места слияния двух ее притоков – р.Акки-хи и р.Осу-хи. // Пояснительная записка от к.ф.н. Балашовой О.Б. "История горных аккинцев верховьев реки Гехи из Лам-Акки"

      ²☀ В одном из этихъ аулов Ичкерии, а именно Гуни, последним принял мусульманство один из знатнейших чеченских тохумов (фамилий) не далее, как в половине ХVШ столетия.**) «Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане.*) Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь.**) Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное.  // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 год. Выпуск третий. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета Г. А. Вертепова. Книга вторая Владикавказ. Типография Терского Областного Правления. 1893. С. 45

  ³☀  http://s003.radikal.ru/i204/1101/48/9e28da9e6870.jpg
Рис. Аккинское общество в 60-х годах XIX в, Горная Чечня.
Рукопись карты хранится в Центральном архиве Тбилиси (Грузия). На карту также ссылается известный специалист-ученый каказовед Н.Г. Волкова в своей работе "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974, с. 191.
Аулы Аккинского общества согласно карте: Бончи, Терхой, Ялхарой, Н. Ялхарой, Б. Таалы, Велах, Б. Амхо, Мазырк, Кербичи, Итыркалехо, Ахбос, Б. Карбето, Озми-кале, Кортхо, Ваучи, Эселышик, Керете.

⁴☀  «В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. ... Иногда чеченцы, ..., считают их (здесь: аккинцев) постоянными и давними жителями этих гор. // Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Изд-во «Наука». Главная ред. восточной лит-ры. М., 1973, с. 172

⁵☀   ⓐ Рукописи Н.И. Головинского приводят предание о родоначальнике карабулаков, Арштхоо, выводящее его из чеченского общества Акки (ингуш, äqqij, чеченск. aqquoj). «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского//Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878, стр. 244.

        ⓑ «..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим.У.Далгат] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У.Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой». // Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1. С244.

         𝐜ⓒ По другому чеченскому преданию, «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски— Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя... Арштхой» . //  У.Б. Далгат Общие основы чечено-ингушского эпоса.  С. 41.

0

2

⏩ ❷➠➢  Акка - историческая область Чечни. Акки

Леча Ильясов Исторические области Чечни, глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал Чеченское общество Сегодня No 1(17), Москва 2008. С. 18-19:

   Акки — горная часть Чечни, граничащая на юге с Кей, на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой, на севере – с районами чеченского общества Орстхой. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.

http://i058.radikal.ru/1008/c8/c2003908a5b7.jpg
Рис. Кереты

   Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.   
   Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.
   М.А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».
   Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.
   В XV–XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня – это западные районы Дагестана), которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого Страбоном. Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, а также пешхой. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-акки» – горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни.
   После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью.
   
http://s012.radikal.ru/i319/1110/10/d5c62854fc86.jpg
Рис. Зингал

   Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.
     
http://i056.radikal.ru/1110/1f/e368e0a7ede0.jpg
Рис. Рассвет в Акках

http://i026.radikal.ru/1110/66/b9884564fa1c.jpg
Рис. Река Аккинка впадает в Гехи

   Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них – знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. Говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи сосватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.
   Он принялся за работу. Возвел стены, а когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу – башней Дисхи.
   К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир-Кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.

http://s001.radikal.ru/i193/1110/67/596743e6efab.jpg
Рис. Склеп Мизир-корт. 

http://s49.radikal.ru/i125/1110/f8/0bb5904521a8.jpg
Рис. Мизир-кала

   Над левым берегом речки Акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня Итир-кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал Гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию, Гаж был убит восставшими соплеменниками.

http://s07.radikal.ru/i180/1008/d3/b119100c9c38.jpg
Рис. Встроенная в гору крепость Итар-кале (Иттар-кхяьле)

http://s46.radikal.ru/i112/1110/25/816ec0b65476.jpg
Рис. Це-/Цет - лам

   Сегодня ущелья Акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. И никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.
-------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------

Oзеро  Галанчож

http://s40.radikal.ru/i090/1109/ce/c6bf039f405a.jpg

Древние верования отразились, например, в предании о том, как возникло  озеро  Галанчож:

Однажды   две   женщины  ( мать  и дочь)  из   тукхума   Акки   отправились   стирать   пеленки   в   чистейшей   воде   озера   по   соседству   с   их   аулом . Дух воды, возмущенный тем, что они загрязняют воду, превратил обеих  женщин  в камни. Но и само озеро не захотело оставаться в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустился вниз в аул Галанчож. Тамошние жители увидели быка, запрягли его и начали на нем пахать. Когда была вспахана первая борозда, показался ручеек, когда была распахана вторая борозда, показалась вода, а когда была готова третья, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. С тех пор озеро Галанчож считается священным: никому не позволено черпать отсюда воду или  стирать  в ней. (16) // Д.Е. Фурман Чечня и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1999 С. 42/Чечня и Россия: общества и государства. - М.: "Полинформ-Талбури", Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Редактор-составитель Д.Е. Фурман, 1999 // В.П. Пожидаев. Горцы Северного Кавказа. Ингуши. Чеченцы. Хевсуры. Кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. М. Б.И. 1926. C.17.

0

3

Аккинцы - Дударовы

http://groznycity.ru/images/thumbs/2950_150x150.jpg
Станция Ларс на Военно-грузинской дороге.  Башня Дударовых - выходцев из Аккинского общества. XIX век.

http://s40.radikal.ru/i089/1110/3d/cdf083999fda.jpg
   Рис. Башня аккинцев Дударовых
  (Когда то Ларс был родовой крепостью братьев Ших-мирзы Аккинского и Салтана-мирзы. Отцом братьев был мудрый Ушурма, фамилия принадлежит роду вабой/вяппий, см. аккинцы)

1) Так, по некоторым преданиям, родоначальник ингушских Дударовых, вышедший из Чечни, сначала обитал в Джерахском ущелье, затем спустился в долину Терека , войдя в состав тагаурских феодалов-осетин, жил на левом берегу этой реки. //  Калоев  Б.А.  Осетино-вайнахские   этнокультурные   связи  // Кавказский этнографический сборник. Т. 9. М., 1989. С. 142

2) В Ларс приехали мы уже на вечер... Ларсом называется замок со сторожевой башней, стоящей на выдавшемся мысе высокой горы: убежище дикого феодализма, бывшее гнездо разбойников. Тут они витали в выдолбленных в скале пещерах и владели узким ущельем; тут они собирали дань с проезжающих, если ленились их грабить. Но с тех пор как гром наших пушек раздался в Кавказском ущелье, пали все неприступные замки, истребились гнездища разбойников. Ларс ныне принадлежит Тагаурскому владельцу Джанхоту Дударову [Дударовы, по преданию, выхоцы из Чечни], поручику нашей службы. // Жур.: «Библиотека для чтения». № 86. Спб., 1848 г. С. 17

  3) «Алихан Марзабеков (из селения Фалхан) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Балашова]. До них в Фалхане жили не ингуши, а потомки какого-то Гама. Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); он же сообщил, что жители Бейни – выселенцы из Фалхана; переселение в Бейни произошло лет 200 назад». //  Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 24
«По общему признанию, Дударов (по-чеченски - Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)»
«По преданию, Дударов был в родстве с проживающей в селении Кий семьей Акиевых (сообщение Матиева)
//. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 24
(Информант: Алихан Марзабеков, запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг.
Информанты: Билал Эльджаркиев, Матиев, Мочко Шаухалов. Запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг)

http://s010.radikal.ru/i313/1109/55/89009648c943.jpg
Башенное селение Фалхан/Валхан основанное аккинцами из Галанчожа

http://i030.radikal.ru/1109/fb/6d059fde12fa.jpg
Бейни основан частью аккинцев из Фалхана

4) Кей являются этническими аккинцами, постепенно общество Кей стало самостоятельным обществом Кей-мохк:
У Акберга было четыре сына. «Ты отважен в бою», — сказал он сыну Кей и поселил его на высоком месте, на горе. «А ты мирный человек», — сказал он сыну Итару и поселил его внизу, в ущелье. Сыновей же Зингала и Войгу он поселил между ними. От этих четырех сыновей пошли Зингаловы, Войговы, Кейцы и Итар-калахойцы. Место, где стоят их башенные аулы, называется Аккой. // (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)

http://s56.radikal.ru/i151/1008/b6/827e3775026b.jpg
  Рис. Кей (Согласно народной памяти и преданиям Дудар проживал в Кий, сам происходил из ауле Ткуэст)

http://i064.radikal.ru/1110/d7/4ccbf31a65fe.jpg
  Рис.  Чеченские замки Туести (Аькха или Ткъуэст, согласно А. Сулейманову название замка Ткуэст идет от имени языческого бога Тка) и Вовга(ВIовга) (общество Аьха/Аькха)
-------
Эти два предания сильно изменены и вышли в издательство в искаженном виде, несмотря на все это многое в легендах сохранено:

69. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУДАРА

По общему признанию. Дудар родом из селения Кий или Аки. В Ингушетию вошел он с небольшой дружиной. Для избежания столкновения с местным населением, минуя Цори, он двигался по горным хребтам, граничившим с Хевсуретией. ... .... В замках Дудара после него никто не жил. // ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986 // Опубл.: Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ин-тушетии в 1925—1932 годах. Грозный, 1963, с. 70. Л. Семенов слышал это предание от информаторов Бунхо Шанхоева, Тоха ЛИарзиева, Билала Эльджеркиева, Мочуко Шовхалова).

70. ГИБЕЛЬ СЫНОВЕЙ ДУДАРА

Дудар был родом из селения Кий. Обладая редкой отвагой, силой воли и властолюбием ... ... Дудар побратался с Куштовыми и потом, с их помощью, напал на Харпе и взял в плен всех мужчин. После этого набега, опасаясь мести, Дудар переселился за Терек, в Осетию. // ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986// Опубл.: Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ингу-шетии в 1925—1932 годах, с. 24—2S.
1 По рассказам стариков некоторые люди раньше употребляли «хьарг!ий -мотт» — вороний язык. Скорее всего это был или охотничий язык или какой-то другой тайный язык криков).

5) Пару слов о Л.П. Семенове, его в Чечне помнят до сих пор старейшины:
Будучи несколько лет членом Ичкеринского (Веденского) окружного управления, Н.С. Семёнов овладел чеченским языком, что само по себе было большой редкостью в среде кавказской администрации. Он впервые придал значение и такому своеобразному источнику по истории края, как арабоязычные фамильные или личные записи («таптиры»)²¹⁷ (²¹⁷ Виноградов В.Б. Н.С. Семёнов и его очерк «День в ауле» 1869 года. – Арма- вир. 2002. – С.6. ) // З.Х. Ибрагимова «Мир чеченцев ⅩⅨ век». Москва, “Пробел-2000”, 2007, с. 774.
-------------
Феодальные верхи, особенно один из тагаурских алдаров, Ахмет  Дударов , стремились возглавить крестьян, отвлечь их от гнета «своих» феодалов и родовой знати. Крестьяне требовали от русского командования прекращения чинимых обид и наказания виноватых,  а   Дударов   открыто   призывал   к   истреблению  русских. Немалую роль и здесь играли подстрекательство и ложные обещания «беглых» грузинских царевичей, выполнявших роль шахских эмиссаров44.(44 Там же. С. 341-345; Киняпина Н. С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Указ. соч. С. 111) // Нароницкий А.Л.
История народов Северного Кавказа, конец XVIII в.-1917 г. "Наука", 1988. С. 24

-------------
Ахмет Дударов попытался войти в контакт с сепаратистски настроенными грузинскими царевичами. Действия тагаурского феодала, стремившегося захватить право контроля над Военно-Грузинской дорогой, были настолько серьезными, что главнокомандующий в Грузии Кнорринг в 1802 г. вынужден был лично отправиться во главе военного отряда в Тагаурию. Он сжег большую часть с. Чми - резиденцию Ахмеда Дударова. Сожжение Чми вызвало в Тагаурии не только страх, но и глубокое недовольство. Этим воспользовались грузинские царевичи. // История Северо-Осетинской АССР. С древнейших времен до наших дней. Под ред. А. П. Новосельцева. Орджоникидзе: Ир, 1987. Т. 1, с. 222

-----------------

Все это придало еще больший вес  шейху   Мансуру  в глазах его сподвижников, которые стали считать его чуть ли не божественным посланцем. Движение под его началом охватило часть Чечни, Кабарды, дагестанскую Кумыкию.  В   Осетии   на   стороне   шейха   Мансура   выступили   представители   тагаурской   фамилии   Дударовых . Предводитель осетинского движения в поддержку  Мансура  Ахмад  Дударов  характеризовался дореволюционными источниками как "ревностнейший магометанин",  выступающий  с идеями распространения ислама под знаменем газавата.220 Родственники Ахмада  Дударова  поддерживали его взгляды, на средства семейства  Дударовых  в Тагаурии была возведена мечеть. Когда  шейх   Мансур  появился в пределах  Осетии , то Ахмад  Дударов  во главе вооруженного отряда своих сторонников  выступил  из Тагаурии и соединился с отрядами  шейха .221  // 220 М.С. Тотоев справедливо замечает по этому поводу, что немаловажную роль в этом походе сыграло опасения  Дударовых , что в связи с закреплением русских на осетинской равнине и во Владикавказе,  тагаурские  владельцы могут лишиться права на получение дорожных пошлин с лиц, проезжавших по Дарьяльской магистрали. См.: Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной  Осетии . - Орджоникидзе, 1955. - С.32.
221 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. - С. 33. //Емельянова Надежда Михайловна
Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций. Часть 2. Ислам в Осетии. Историческая ретроспектива

--------------
Дударовы пользовались большим влиянием как внутри, так и за пределами общества. В 1771 г. один из Дударовых «князь Ахмет доставил грузинскому царю Ираклию несколько сот взятых на службу осетин» (110, с. 73). В начале XIX в.// Средневековая Осетия Феликс Хажмурзаевич Гутнов. Ир, 1993 . С. 161

0

4

Тушол в горах Чечни в период язычества
 
  В 1986 г. в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник богини Тушоли - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита (Расы и народы, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Наука, 2006, с. 35).

http://foto.rambler.ru/public/bersano/_photos/197/196-web.jpg

Научную ценность представляет открытая несколько лет назад стилизованная каменная статуя XI - XIII вв. в районе высокогорного оз. Галанчож, посвященная богине плодородия Тушоли. Высеченная из огромного скального валуна, она достигает в высоту 4,5 м и весит около 2 тонн.Тушоли, олицетворявшая, по религиозным воззрениям чеченцев,образ великой "матери людей" и покровительствовавшая плодородию, на протяжении многих веков пользовалась особым почитанием, прежде всего у женщин. Они называли ее Дэла йо!
Тушоли (в буквальном переводе - "божья дочь Тушоли") и вымаливали у нее сыновей. О опулярности данного культа свидетельствуют также многочисленные святилища этого божества, разбросанные по всей горной части Чечни. Ежегодно весной отмечался праздник в честь Тушоли в месяц "Тушоли бут" (апрель), когда прилетала "священная" птица удод ("Тушоли котам") и впервые стада выгонялись на летние пастбища. "...Сама скульптура представляет заметный интерес. Это по-настоящему серьезная работа древнего ваятеля, которая не может не вызвать уважение к себе и нашего современника.
Нижняя часть обнаруженной статуи носит следы многочисленных сколов: по бытовавшим у чеченцев в прошлом поверьям, кусочки, отколотые от нее, обладали якобы целебными свойствами. Их часто носили на шее бездетные женщины".

http://s44.radikal.ru/i106/1109/9d/dd8657b090a1.jpg

Рис. 9 Женские головные уборы 1,2 — парадные головные уборы «кур-харс» из надземного склепа у с. Фалхан(аккинцы из Горной Чечни) (вид сбоку и прямо; 3 — предполагаемый головной убор позднебронзового века из могильника у с. Харачой (потомки нарт-орстхой и нашхойца по имени Бики) (по М. М. Герасимову); 4 — реконструируемый головной убор из Нестеровского могильника (авт - нашхой, аккинцы, орстхой) V в. до н. э. (по М. М. Герасимову); S — ингушский (авт - галгаевский) «кур-харс» XV—XVII вв.

8. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)

Тушоли
Тушоли, у ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т.- единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение: деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. были вызваны попыткой Ерда её ...). В честь Т. устраивались праздники, её именем в ингушском календаре назывался месяц (апрель), когда начиналась пахота и выгонялся скот на пастбища. Священная птица Т.- удод. В дальнейшем Т. оставалась главным образом объектом поклонения бездетных женщин (Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.).

Иностранный исследователь-путешественник Г.Ю. Клапрот, побывавший в самом начале XIX века в Чечне, отмечал, что чеченки шьют в качестве женского головного убора шапки, очень похожие на шапки черкешенок, и носят их только чеченские девушки537.//  Ахмадов Ш.Б. Культура чеченцев в XVIII веке // Культура Чечни: история и современные проблемы. – М.,2006. – С.89.

На Всероссийской этнографической выставке, проведённой в Москве в 1866 году, был представлен чеченский женский костюм. Хотя выставка проходила сразу после завершения Кавказской войны, и чеченцы переживали тяжёлые времена, тем не менее, костюм чеченской женщины отличался изысканностью и роскошью. На экспозиции была представлена рубашка шёлковая белая, обшитая галуном, с гранатовой пуговкой. Штаны были сшиты из глазета, чувяки обшиты серебром. Архалук также был шёлковый. Бархатная полоска на головном уборе была расшита бусами, а красные тесёмки, обхватывая голову, завязывались, на затылке. Косынка вся была украшена блёстками542. // З.Х. Ибрагимова Мир чеченцев ⅩⅨ век. Москва "Пробел-2000", 2007 С. 621
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли «балой». (ср. Балой-лам. Балой- гора). Орстхойцы считают аккинцев своими предками. //Ш.Б. Ахмадов «Чечня и Ингушетия в ⅩⅧ - в начале ⅩⅨ века». Монография. - Элиста: АПП «Джангар», 2002, с. 234

«Этимология нахского названия карабулаков «арштхой» указывает на то, что данный этноним возник в своё время как общее наименование всех вайнахов, обитавших на предгорных равнинах».// Г.А.Гантемирова, старший научный сотрудник музея. К истории карабулаков. // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Грозный – 1975 г., с.68.

-------------------
Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974:

Селение под названием Кербите известно в Джерахском ущелье рядом с сел. Эрзи, жители которого считают себя выходцами из Кербите, а также в горах в Аккинском обществе. В том же Акки имелось сел. Озьми, известное в XIX в. в нижнем течении р. Армхи. Жители сел. Фалхан (правобережье Армхи) считают себя по происхождению аккинцами9. Орстхойцам-хаккоевцам (ср. Хакки-конги-юрт, район Алкуна), передви- /// страница 143

-нувшимся с р. Ассы, в первой половине XIX в. принадлежало сел. Цогуной на р. Аргуне, располагавшееся на месте Шатоя10. В настоящее время в Шатое живет тейпа Хаккой, насчитывающая около 100 хозяйств11. Из местности Щечеахк далеко на восток к Шаро-Аргуну ушли цечоевцы (орстхой), где и образовали сел. Пхаьмат. Представители этой тейпы, хотя и записаны чеченцами, до сих пор называют себя орстхой12. /// страница 144
-------------------

Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой.  «Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп , вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание.//Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 163

Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ.//Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 167

0

5

Гилатхой (гулетцы). Кто они?

                                              Предисловие
 
К написанию этой статьи нас побудили разные причины. Еще в годы молодости в 1989 г. в г. Грозном встретил пожилого чеченца. Потом в ходе знакомства оказалось, что он из Грузии, представитель общества гулой (гвилетцы, гилатхой). Цель приезда в Чечню была родовая встреча гилатхойцев (об этом узнал попозже). Меня пригласили в гости. Встреча проходила в частном доме, позже ближе к вечеру из дальнейшего разговора узнал, что все они представители общества гилатхой, несколько человек было из Ингушетии (тогда еще ЧИАССР), Чечни и Грузии. Впервые там я услышал названия горных аулов Чечни, как Орзми-келе, местечке Гилне, Туести и др. Не менее важной причиной написания статьи послужило и также следующее событие, четыре года тому назад получил по почте тетрадь с записями легенд (с уст старшего поколения), подаренную мне еще в 1998 г. Часть тетради уничтожено (сгорело) во время известных событий в г. Грозном. 

          Старик чеченец,
          Хребтов Казбека бедный уроженец,
          Когда меня чрез горы провожал,
          Про старину мне повесть рассказал.
         "Измаил-Бей", М. Ю. Лермонтов

http://i056.radikal.ru/1105/50/7d0d45dc9942.jpg
   Рис. Архитектура гилaтхойцев

      Глава Ⅰ     Экскурсия в горы Чечни в Аккинское общество к аулу Орзми-келе и Гилне

  Гилатхойцы или гилатхой - одно из аккинских родовых обществ (см. аккинцы чеченское этническое общество). Гилатхой - являются коренными горными аккинцами по происхождению. Первые гилатхойцы вышли из горного аула Орзми-келе (чеч. Оьрзми Кхела) в Аккинским обществе (бывший Галанчожский округ Чеченской республики).

Чтобы побольше узнать о корнях чеченцах гилатхой необходимо поближе познакомится с горным обществом Акка, которое когда то было частью горной Ломеки (см. Горная Чечня). ...Углубляясь в горах Чечни... мы очутились в горах глубинной Акки (наш путь лежал со стороны аула Шалажи) , шли мы долго, пока не очутились в местах, где когда то распологался древнейший и буйный чеченский аул Валерик (чеч. Валларга/ВалларгтⅠе), по рассказам людей жители этого аула отличались своим беспокойным характером. По тем же рассказам выходцев из бывшего Галанчожского округа, из этого аула вышел отряд чеченцев во главе с братьями Дюрда и Губаник (он позже принял ислам и получил еще одно имя Хажи, оба брата прямые потомки Воккала). Этот аул по преданиям заложил Воккал (по другим преданиям его основал предок Воккала). Воккал был аборигенным аккинцем, потому что являлся  потомком Вокка Пулы (аккинцы делятся между собой на выходцев из Шемы - это родословные Меда, он сын Аькхе Меда, Аькхе Мед сын Аькхе, Аькхе сын ГⅠа и так называемых аборигенных аккинцев, потомков Вока Пулы). Башни и замки в горах Чечни (включая Дариала) по словам выходцев из Галанчожа строили на местах бывших больших городов древности. Как утверждают аккинские старцы чеченцы в древние времена строили мощные и большие хорошо укрепленные города с многочисленными укреплениями (вай пиииичой  пииии щира хьалха заманчохь бехна йаккхий гⅠаланашкахь, гⅠаланаш хилчу метташкахь йихкина бⅠоьйнаш).
Горный аул Валерик ныне не существует. Во времена так называемого "засилья пришлых князей" (послетимуровский период) на месте равнинного села Валерик в Ачхой Мартановском районе Чечни было селение основанное аккинцами Дзунге пхе (Дзунге пхье). В нем правил со своей  многочисленной дружиной пришлый тюркский князь Айдамир, также ему служили наемники, местные старейшины называют их воины-джелты.
Дюрда и Губаник в ходе двухдневных стычек заставили Айдамира покинуть село. В первый день чеченцам не повезло, согласно преданиям аккинцы рассчитывали в первый же день освободить село, но Айдамир хорошо подготовился к отражению опасности. Он был заранее предупрежден чеченцами с требованием либо покинуть село, либо признать отца Дурда и Губаника за нового Айдамаира (авт - согласно местным преданиям, аккинцы часто перед изгнанием пришлых князей на местных Мехк кхелах объявляли себя шихами, султанами, мирзами несмотря на свои языческие или христианские верования. Часто изгнав пришлого князя лидер народной дружины получал имя изгнанного князя или феодала и пользовался всеобщим уважением, но это вовсе не означало, что чеченцы выбирали нового князя из своей среды). На следующий день уже на рассвете из горной Ичкерии подошел на помощь отряд конницы центороевцев. Их потомки проживают в Валерике.Жители равнинного (предгорное село) Валерика показывают даже улицу где проживают потомки князя Айдамира, они по происхождению этнические кумыки. Когда село перешло под власть пиииичинского Мехк кхела за селом Дзунге пхе постепенно закрепилось новое название Валерик (авт - записал А. Товбулатов в 1992 г со слов Бабиева Ахияда, представитель рода вилахой, проживает в сел. Валерик).  Горный же аул Валерик лежит напротив бывшей крепости или замка аула Итар Келе (Итар-кхели, Иттар-кхяьле) .

  http://s07.radikal.ru/i180/1008/d3/b119100c9c38.jpg
   Рис. Горная Чечня, Аккинское общество, Итар-келе

Не доходя до этих аулов мы побывали на месте бывшей мельницы Яхья-хера (Яхья хьера). От Яхья мельницы в правую сторону лежит аул Итар Келе (ученые считают укрепления Итар-келе наследием аланской культуры), а аул Валерик находится по левую сторону. Мы идем дальше и доходим до бывшей мельницы Идигар (от нее почти ничего не осталось). Напротив мельницы Идигар находится Дюхле (Духьле или Дуьхьле, по мнению проводника, которые он привел использовались с давних времен), направо места, где когда то был аул Орзми-келе, поселение одного из потомков  Вокка Пулы и немного повыше места, которые в народе называют Гилат (ГилатⅠ, Гил-не - аккинцы используют оба варианта и подчеркивают их общее происхождение), недалеко от мест Гилат находятся остатки кладбища Гилат-кешнаш. Идя дальше мы очутились у мест Кортбос (Кхорт-Бос), рядом Валерик-эшка (Валларг-Ⅰаьшка). Проводник рассказал интересную историю про Циет Лам (ЦⅠет лам), здесь когда то жил народ-воин, одни называют их скифами, другие сарматами, все они были свирепыми солдатами. Часто здесь собирались представители этнических обществ в случае когда возникала необходимость собрать воинские силы всех родов чеченцев.

Само же название аула Орзми-келе связывают с именем аккинца Орзми (Оьрзми). Его поселение на месте Орзми-келе (Оьрзми-кхела) носило в древности название Когалег (Кхо ГⅠалиг, см. Кхо ГⅠала, русск. Три Города). Основано оно было 3800 лет назад. По местной молве, здесь стоял врытый столб, на котором были выбиты родословная и дата основания, эти надписи существовали еще до начала 80-х годов 20 столетия, проводник назвал даже имена ныне здравствующих старцев лично видевших эти надписи.

У Орзми были братья Оршми (Оьршми/Эьршми/Аьршми), Эрш(Эьрш/Аьрш/Эьршах/Оьршах) и  Бяррие (Баьр-Рие, авт - он же Солса Берре, он же Сиеска Солс). Согласно народной молве, чтобы запутать врага часто женщинам давали дополнительные имена, в том числе и мужские, таких женщин отбирали с детства для войны и называли мехкарий, они составляли особые боеспособные отряды. Несколько имен давали и мужчинам.

  От потомков брата Эршах пошли ГилатⅠхой (сейчас они в основном живут в Грузии и Ингушетии, в Чечне известны гилатⅠхойцы Бузарт-няькъой (авт - не путать с терлоевцами Бузарт некъий), являющиея составной частью галанчожских аккинцев. Согласно утверждениям самих гилатхой их общество состояло из 33-х ца (цⅠа).
  От брата Оршми пошел род Галкохой (авт - гⅠал-кхохой, они и горт-хой, и гⅠатакх-хой), их было 40 ца (цⅠа).
  У самого Орзми было несколько сыновей: Эти, Иту, Тотал,  Тога (ТⅠух он же ТⅠогⅠ). Один из потомков Орзми был наемником у грузинского царя, его потомки осели  в Грузии, по преданию он женился на знатной грузинке.

Описываемый чеченец в стихотворении "Измаил-Бей" М. Ю. Лермонтовым является представителем аккинского рода гилатхой, об этом рассказал житель Ачхой Мартана представитель бузурт-некий (авт - такая же версия приводится в личных записях/легенда, записана в 1988г/ у А. Товбулатова, рассказчик Султан Хуштаев, представитель рода пешхой, житель сел. Валерик) .
     
                              Глава Ⅱ     пиииичой
 
  Как известно вайнахи считают себя единым народом с древней культурой. Те цивилизации, народы, кочевники которые сталкивались с народом пиииичуа, соприкасаясь с представителями тех или иных обществ пиииичинского народа по названию того же общества часто давали название в своих исторических летописях целому пиииичинскому народу. Или называли пиииичой на своем языке. Видимо такию нюансы часто вводят в затруднение некоторых исследователей и историков. Чтобы подробнее раскрыть тему происхождения гилатхой  придется сделать небольшой экскурс в прошлое, мы будем ссылаться на разные источники, в том числе на известных историков, на личные записи жителей Чечни. Историческая наука всегда проявляла интерес к любого рода источникам и всякий источник заслуживает кропотливого анализа, и оценки.

  Коренные вайнахи называют себя "вай къоман пииии", "вай адам", "пииии-чой", упоминают легендарного Турпал пииии-чуа. Корень всех приведенных выражений и слов-этнонимов указывает на корень "пииии", часто этнические вайнахи назвают себя между с собой вай-пииии, вей-пииии, вей-нях, т.е. наши люди, люди единого народа.
  Халид Ошаев в своем труде «В сердце Чечни» пишет:  "О самом племенном названии „пиииичо" вероятнее будет предположить, отбросив легендарные сказания, это оно происходит от слова „пииии" - народ. По смыслу „пиииичо", означает один из народа" (Х. Ошаев «В сердце Чечни», Грозный, Типо-лит. чеч. изд-ва "СЕРЛО", 1928).
Этнические вайнахи считают легендарного Турпала пиииичо своим предком или одним из легендарных предков, сплотившего первые пиииичинские племена вайнахов в единый народ пиииичуа. Об этом свидетельствуют предания о том, как двенадцать сыновей Турпала пиииичо основали ныне известные общества: "Ичкери, Аух, Чобирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джейрах, Ангушт".¹

  В других преданиях про прапредка вайнахов народа пиииичой говорят, что у Турпала пиииичо было четырнадцать сыновей: "... чеченцы есть потомки некоего «пиииичо», жившего в ныне еще существующем(авт- до депортации) селении Нашхой Галанчожского округа (авт- аул Нашхой в Аккинском обществе горной Чечни). У указанного «пиииичо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейпов), названных чеченцами чистыми(авт- коренными) тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами".²

Свято помнят пиииичинцы место рождения Турпала пиииичо в ауле Нашхой. Количество преданий богато рассказами о рождении Турпала пиииичо, также сообщается не только аул, в котором он родился, но и время (ночь), и даже события (необычно ввыли волки).  Аул Нашхой (авт - не путать с мохком Нашхой, сам аул не сохранился, как и многие аулы в горной Чечне) лежал в горах Чечни в урочище Горной Акки недалеко от аула Вовга.³

пиииичинцы являются автохонным населением Кавказа и этноним Кавкас по праву считается пиииичинским о чем пишет В.М. Гамрикели, согласно которому имя Кавкас , возникло как "производное от географического названия топонима... Кавказ, этим топонимом подразумевали центральную часть Большого Кавказа, т.е. территорию между Эльбрусом и Казбеком, или более обширно между Эльбрусом и р. Аргун. Здесь с древних времен проживали коренные нахские племена чеченцев.⁴
  Об этом свидетельствуют многие факты, интересно предание опубликованное в газете «Терские ведомости» за 1870 год: "Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(авт- груз. Ломеки); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... ".⁵

Лам Акке была обширной горной страной пранахчинцев, а сердцем ее была Нашиха, иногда чеченцы под Нашихой подразумевали весь бывший Галанчожский район Чечни, подчеркивая что там жили предки вайнахов, интересное заключение мы находим у А.Г. Мациевой в «Чеберлоевский диалект чеченского языка» :  "Небезынтересно отметить, что все чеченцы, в том числе акинцы, кистины и чеберлоевцы, называют сами себя пиииичо/нашхо, а выходцы из урочища Нашха называют себя нашхо. Уместно здесь упомянуть, что древнейшим поселением чеченцев по основным преданиям считается урочище Нашха, что издревле у всех чеченцев существовало такое мнение, что если кто-либо является выходцем из Нашха, то его можно считать коренным жителем Чечни".⁶
О существовании вайнахского народа пиииичой одними из первых на Кавказе косвенно или прямо говорят многие источники. И.А.Джавахишвили пишет в труде "История грузинского народа" за 1916 г.: "Наука антропологии разделяет людей в основном на две части: длинноголовые (долихокраны) и узкоголовые (брахикефалы). Самые древние черепа, найденные до сегодняшнего дня на территории Кавказа были долихокранами, по этому нужно отметить что когда грузины и армяне прибыли сюда, здесь уже жили представители другого народа(!)".

Касаясь пиииичинских этнонимов в отношении аккинцев хотелось бы привести из личных записей А. Товбулатова следующее (1990 г. рассказал Бабиев Ахьяд, вилхо, село Валерик. Записан в 1990 г. А. Товбулатов):

1) аькхе, 2) аькхо, 3) аькхи, 4) аькхий, 5) аьккхе, 6) аьккхий, 7) аккхой, 8) экхой, 9) экхе,  10) эккхой, 11) экхий, 12) эккхий, 13) эькхе, 14) эькхий, 15) эьккхий, 16) аху, 17) ахо, 18) эхо, 19) аьхе 120) аьхкой, 21) эьхк-хой, 22) дахой, 23) дахсой, 24) дзакъсой, 25) дохи, 26) духой, 27) дⅠухо, 28) дⅠукъхой, 29) дзхьархой, 30) акха наххой, 31) кай алмазтхой, 32) ломехой, 33) лом эхи, 34) ломхой, 35) ломекхи, 36) ломаькхи, 37) ломэькхе ...

Ученый-монах  Леонти   Мровели , живший в ХI веке, написал исторический труд, который носит название “Жизнь картлийских царей”. Труд, основывается на еще более древних летописных источниках грузин и, наверное, армян, является началом всех известных списков  свода   древнегрузинских   летописей  “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет свои заключения, в которых легко угадывается пиииичинские топонимы: "Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” - Волга - авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.

  Вверху мы затронули тему об условном внутреннем делении аккинцев на выходцев из Шемы и "аборигенных аккинцев", об этом деление упоминает Н.Г. Волкова в труде «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв»: «Некогда акинцы, вышедшие из Шами, - рассказывается в предании, - обосновались под горой Казбек...».⁷

http://i061.radikal.ru/1106/83/745078f843f3.jpg
   Рис. Терек. Дарьяльское ущелье. Грузия.

  Упоминание Н.Г. Волковой про "аборигенных"  аккинцев мы находим в ее труде  «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа»: "По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы,... считают их (аккинцы) постоянными и давними жителями этих гор".⁸

Касаясь темы аборигенных аккинцев представители таких тейпов как: пешхой, галай, мержой, вилахой и др. часто в своих устных повествованиях упоминают первопредка правителя Вокха Пулу. Согласно некоторым легендам, он жил 7 000 лет назад, другие считают, что он жил 5 000 лет назад и изначально проживал в стране, которая охватывала территории нынешних Непала, Китая, Инда и Междуречья. Все эти земли устные легенды объединяют в единый регион наподобие некой страны. Как гласят устные источники, потомком Вокка Пулы был Сиккам, они были царского рода, но были вынуждены бежать взяв с собой только людей царского рода из 13 семей. Мы можем лишь судя по преданиям предположить, что исход из обширной страны предков народа пиииичуа проходил поэтапно, об этом ясно указывается в преданиях.
 
       
              Глава Ⅲ     Древние грузины упоминали пиииичинцев под этнонимом "кисты"
 
  Чтобы читатель имел более полную картину о происхождении гилатхойцев, нам придется немного развить и углубить тему, связанную с этнонимом "кисты".
  Гульденштедт подчеркивал, что общим названием всех вайнахов является этноним  кисты⁹, а Б. Габисов в свою очередь замечает: «Древние соседи называют  чеченцев  по-разному: кумыки – мичигиш, аварцы – буртиел, грузины – кисты…».¹⁰  Г. Шурц выводит, что: "Средняя группа кавказцев образуется только одним главным племенем  чеченцев , которые сами называют себя пиииичой, а у грузин  известны  под обозначением кистов или кистинов. Место обитания этого народа лежит к востоку от Владикавказа и верхнего Терека".¹¹ 
Заслуживает внимания упоминание про аул Гилат (Гвилет), основанный гилатхойцами из Орзме-келе: "От Дарьяла до Казбека девять верст. Сперва мы переехали мост через Кистинку, и поднялись по отлогому берегу Терека... На третьей версте в углублении гор впереди красиво рисуется кистинская деревня Гулет (Гвилет). Кисты, настоящие горные жители... ".¹² Интересно замечание про кистов у С. Броневского: "Бесплодные земли их (кистов,- Прим. автора), лежащие На известковых и шиферных горах, большею частию обнаженных в виде скал, простираются от Владикавказской крепости до Дариела, где начинается Грузинская граница, и, следовательно, на тридцать верст расстояния. Деревни их: Заурова и Джерах, почитаемы за сборные места двух разных обществ, которые вместе с приписанными к ним деревнями заключают не более 500 дворов".¹³
В советский период Гилна (Гилат, Гвилетия) была включена в состав братской Грузинской ССР.

                         Глава Ⅳ     Откуда грузины взяли этноним кисты?

  Свой ответ на это дает чеченский этнограф А. Сулейманов в книге  «Топонимия Чечни», посвятивший десятки лет изучению истории нашего народа:  "Кейцы в определенное время имели влияние на соседние общества и широкие связи с соседними племенами, в частности с Грузией. Может быть, этим объясняется тот факт, что грузины всех вайнахов называют кистами (от кей, кий)".¹⁴
В рукописи А. Товбулатова (В 1994 г. рассказал Хуштаев Султан, пешхо, село Валерик. Записал Ахмед Товбулатовв 1994 г. Также ссылаясь на старейшин тейпа кей фамилии Барщаевых из того же села в 1994 г А. Товбулатов подчеркивает, что версия происхождения Кей совпадает с версией Хуштаева Султана) сообщается, что предком кей, зингалой, итаркелой, вовгой, фатингой был Ахо Мед (он имел несколько имен согласно рассказчикам в записях А. Товбулатова: Аькхе Миед, Аькхе Берд, Аьккхемир, Ахо Мед, Аькхе Муьт). Ахо Мед был сыном Ахо (Ахо, Аькхе, Аьккхий, Дахо), отцом же Ахо был Га (рассказчики в рукописи говорят что его звали и ГⅠа, и ГⅠам, и ГⅠаму). У Га было четыре сына Мелхисто, Галгахо, Ахо (Ахо, Аькхе), пиииичамахкахо. Сам Га был правителем большого государства. Сильный и могущественный враг долго пытался сломить Га, и его страну. Родился Га на месте села Фалхан (авт - Фалхана/Валган аккинцами из Галанчожа), там до Фалхана было его родовое городище. Предки Га были из Шемы знатного и благородного рода. Когда враг разбил страну Га, то он ушел из главного города в долину Турийн арена (авт - Таре аре, ср. Турийн Аре с равниной Тур-пала пиииичо). Оттуда один из его внуков по имени Ахо Мед (Аькхе Мед) со своим сыном Медом и дружиной пришел в горы где жил аккинец Воккал. Мед женился на его дочери. У Меда родилось четыре сына, от них пошли зингалой, вовгой, итаркелой и кей.  Так появилась Акка (Аьккха), но до этого была более обширная Ломе-акке (Ломе Аькхе). До этого области Акки не было, а была Ломе Акка (авт - на литературном обширная в древности область Аьккхийн лам, на горных наречиях Ломе Аькхе). Когда потомки Вока Пулы (Воккха Пула) пришли на Кавказ здесь не было ни единой души, многие земли были под водой. Одни потомки строили города, людей в них живших называли галар пииии, а людей которые туда шли переселяться называли идущие в города: гала го, оттуда пошло название галгай (гⅠалгⅠай), часть потомков Вока Пулы основали много городов в горах их назвали нашхой, те кто заняли горы от Галанчожа до Казбека назвали ломе акки (ломе аькхе). Всех их называли пииии, оттуда пошло пиииичой. Аккинцами называли людей, потому что они вынуждены были уйти, из за убийства Сиккама (потомок Вока Пулы) и соперники заняли его место. Днем они выставляли охрану и выведывали безопасную дорогу. Поэтому акки означает выведывать (охотники) и вынужденные покинуть свои земли. Вока Пул правил племенами от Китая до Инда и Межуречья, это было в очень древние времена. С убийством Сиккама ушло 13 благородных семей на Кавказ, в каждой семье было по 3, 5 и 7 ца (цⅠа). Оттуда пришло слово аьккхий.

Особо дружили и роднились гилатхой с вабойцами (вяппий, в Ингушетии они известны как фяппий). Вабойцы вышли из Шемы, в своих старых преданиях вабойцы считают аккинцев и орстхой своими предками. Долгое время вабойцы контролировали Дарьяльский проход. По преданиям они получали баснословные доходы, в знак отличия носили поверх боевого ремня еще шелковый. Каждый вабиец обязан был носить тяжелый шлем, поэтому они носили на голове необычный головной убор. Этот головной убор смягчал губительный удар холодного оружия или стрелы пущенной в шлем (В 1987 г. рассказал Хуштаев Султан, уроженец села Валерик, записал А. Товбулатов в 1987 г). Гилатхой называли вабой пииии потомками узденей (оьзда, эзда пииии).

   Плиев  автор труда «Нахские языки - ключ к этрусским тайнам»,  пишет в статье «Язык история народа»  про вабой следующее:  "Многим специалистам-кавказоведам известен  нахский  этноним - ваьппий / фаьппий. Примечательно, что  общность   нахов ,  именуемых   таким   образом ,  нахи   связывают   и   с   одним   из   наиболее   могущественным   в   древности   нахским   племенем   аьккхий ,  и  с не менее  могущественным  в прошлом  племенем  - орстхой , отделившимся от прежних соплеменников - аккинцев ( аьккхий ),  и  с ингушами. Все эти  племена   и  роды, восходящие к ним, с древнейших времен до недавнего прошлого населяли территории, прилегающие к Дарьялу. Эта местность в течение многих столетий была под их контролем. Ваьппий  И  фаьппий - этноним, в своем современном оформлении, появившийся не более нескольких столетий тому назад. Более древняя его форма - "вабуа". Она сохранилась в названии местности - "Вабуа".  Общность  людей, именовавшаяся "вабуа", контролировала Дарьял. Примечательно, что язык прямых потомков вабуа, т.е. бацбийцев, исключая заимствований из грузинского, более архаичен, чем остальные  нахские  языки, диалекты  и  говоры".
  Его дополняет Л. Ильясов в своем труде «Тени вечности»: "Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого".
   Знаменитый лидер пиииичинского народа фяппинец (вяппий) Ших-мирза Аккинский был родом из Ларса и родным братом Салтана-мирзы. В некоторых документах Салтан-мирза с гордостью подчеркивает, что Ших-мирза Аккинский его брат.  Как мы отмечали, часто аккинцы в так называемый "период изгнания князей из Чечни" низлагали тех или иных пришлых феодалов и князей на местных Мехк-кхелах споследющим объявлением себя новыми феодалами и князьями, что вовсе не означало, что они вдруг вышли из язычества и христианства, и стали феодалами над своими соплеменниками, это был лишь символический ритуал, который давал право на освободительную войну. В основном смертельными врагами братьев Салтана-мирзы и Шиха-Аккинского были именно мусульманские князья сопредельных княжеств и шамхальств.
  Документальные источники свидетельствуют, в конце ХVI в. в Дарьяльском ущелье в аккинском Ларсе жил "феодал" Салтан-мурза, являвшийся братом вайнахским владельцу  Ших-мурзе  Аккинскому. На их родство в частности, указывает Н.Г. Волкова в труде «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» за 1973 г.¹⁵ С. Белокуров также приводит интересное замечание о вайнахском селе Гвилети, которое лежало выше селения Ларс, см. «Сношения России с Кавказом».¹⁶

____________________________
Использованная литература и источники:

1.   Пожидаев В. Горцы Северною Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. М.-П., 1926. С.16
2.   «Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4
3.   «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(Вiовга), с. 46
4.   Гамрекели В.Н. Двалы... С.22
5.   Б. Далгат в книге «Первобытная религия чеченцев»(1893 г., с. 45) цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год
6.   А.Г.Мациев. Чеберлоевский диалект чеченского языка. // ЧИНИИИЯЛ. Известия, том VI, выпуск 2. Языкознание. Грозный - 1965 г., с.6
7.   Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974. С. 143
8.   Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 172
9.   Гюльденштедт Иоанн-Антон «Кавказский этнографический сборник» Тбилиси, 1968, № 2 стр. 19
10. Б.Г. Габисов, «Чеченцы и Ингуши», Грозный, 1991, с. 24
11. Г. Шурц. Краткое народоведение. Перевод с немецкого С.Пб., 1895 г
12. Впечатления и воспоминания покойника", жур. № 86. «Библиотека для чтения». Спб., 1848 г. С. 19
13. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т. 2. М., 1823. С. 159
14. «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, Кейн-Мохк (кей), с. 94
15. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М..1973, с.155
16. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.152

  В статье использованы материалы подаренные в 1998 г. мне Ахмедом Шапаевичем Товбулатовым из своих личных записей, Ахмед увлекался устной историей нашего народа, когда я ему показал несколько книг с вайнахскими легендами и преданиями, Ахмед мне подарил потрепанную толстую тетрадку записанными легендами от руки, часть из  них я потерял в 1999 г в Грозном, часть тетради сгорело, сохранилось более 100 легенд. В 1996-99 гг  А.Ш. Товбулатов вел передачи на республиканском телевидении, был знатоком вайнахской истории, знал наизусть сотни легенд и самих рассказчиков, являлся заслуженным учителем РФ.
  А. Товбулатов был глубоко порядочным, честным и интеллегентным человеком, был патриотом своего народа, прекрасно знал историю и гордился за свой народ.
Также выражаю благодарность представителям рода фяппий (вяппий), гилатхой, горкахой из Ингушетии, Грузии, Чечни и города Хасавюрт за оказанную помощь.

С благодарностью ко всему вайнахскому народу. Статья нуждается в доработке.

Автор Лема Центороев, Грозный, 2009 г

PS 1) Аьккхие гиелиечу (Эккхие гиелиечу) - уроч. на с.-в. окр. Ак-кинцев культ, м. Гиелие - от Гал - вол (иран.) // А.С. Сулейманов Топонимия Чечни, "Эль-Фа", 1997, с. 42

2) Въ общемъ путь не представляетъ чего-либо особеннаго: главное мѣсто занимаютъ покосы и пастбища мереджоевцевъ, которые часть своихъ угодiй сдаютъ, за избыткомъ, сосѣднимъ обществамъ. Бороздящiе въ разныхъ направленiяхъ долину овраги драцируются л'ѣсомъ изъ ольхи, ясеня и карагача, а по мѣрѣ приближенiя къ перевалу начинаютъ встрѣчаться островки вербы, ряины, низкорослой березы и, наконецъ, азалеи. Но вотъ и перевалъ: онъ является широкой грядой холмовъ съ округлыми покатостями, которые, нанравляясь къ сѣверо-востоку отъ г. Борзанты, незамѣтно сливаются съ юго-западными отрогами г. Гиллакортъ. // Иванов М.А. В горах между рр. Фортангой и Аргуном. Записки кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1904, т.17, №1-4. С. 5

0

6

Весьма познавательное чтиво.

0


Вы здесь » КАВКАЗ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ! » Города и Регионы » Аккинцы, аькхе, аьхой, духой, ламхой, ламьакхи - кто они?>>