"День Валентина" глазами мусульманина
По мере приближения февраля полки магазинов до отказа заполняются красными и розовыми сердечками, лентами и другими украшениями, которые обычно сопровождают празднование «Дня Валентина». Традиция его основана частично на фактах жизни реального человека (св. Валентина), а частично на вымышленных историях.
Однако в настоящее время этот день постепенно превратился в праздник, когда поощряется активное проявление чувств по отношению друг к другу, выбор новых друзей и подруг, пересылка любовных записок, сообщающих о том, что тот или иной человек избран в качестве любовного партнера. Все это мишурное увеселение едва ли согласуется с принципами Ислама и расстраивает родителей, которые не хотят, чтобы их дети становились участниками пошленьких любовных развлечений и участвовали в празднике столь низкого уровня. Мусульманин не должен быть легковесен в выражении чувств любви, которые должны быть сохранены для периода женитьбы или замужества.
Вместо того, чтобы впустую тратить деньги на открытки, конфеты и другие «необходимые атрибуты» этого теперь уже насквозь коммерческого праздника, родителям мусульманам следовало бы задумываться о том пагубном влиянии, которое этот «праздник» оказывает на сердца их детей. День Валентина – это далеко не безобидный праздник с забавными купидончиками. Вовсе нет.
Это часть систематического подхода, молчаливо принятого в обществе, направленного на развращение человека. Он может привести его будущую семейную жизнь к разложению и разврату, порожденного легковесным и безответственным отношением к дружбе и любви. Ислам предписывает, что любовь существует только ради Всевышнего Аллаха и должна развиваться в пределах установлений закона Аллаха.
Что же нам, мусульманам, необходимо предпринять, для того чтобы оградить своих детей от пустоты чувств и развращения, которые могут возникнуть в этой ситуации? Можно побуждать учителей, как мусульман, так и немусульман, к проведению более благообразных и благопристойных мероприятий и с большей пользой для детей, чем пустое раздаривание сердечек с выражением чувств «любви».
Неделя добра и дружбы
- Читайте детям истории о том, как люди помогают друг другу, как завязывается настоящая дружба. Это могут быть рассказы со всего мира, основанные на реальных фактах или вымышленные. Эти истории должны показывать детям и учить их, как следует себя вести в той или иной ситуации: как проявлять доброту к животным, подобно Пророку Мухаммеду (да пребудет с ним мир и благодать Аллаха!) или можно привести в пример дружбу и взаимопомощь между ансарами и мухаджирами.
- Попросите детей изготовить открытки друг для друга с личными посланиями, в которых будет отмечено то или иное положительное качество человека: «Алима, ты красиво читаешь вслух», «Али, у тебя хорошая и приветливая улыбка», «Амина, ты всегда приходишь на помощь в нужный момент», «Мухаммад, ты являешься для нас образцом терпения». Каждый учащийся может изготовить и получить карточку с таким посланием. Пусть учащиеся некоторое время размышляет о личных качествах и способностях другого человека.
- Фиксируйте проявления заботы и доброты (небольшие благие деяния, которые были совершены добровольно и без всякого расчета) – в особой тетради, которая могла бы быть названа «Книга моих добрых деяний». Детям младшего возраста, которые еще не умеют писать, следует завести такой блокнот и иллюстрировать его с помощью своих учителей, а учащиеся более старшего возраста могут оформить это в виде журнала. Туда можно записывать, что он или она сделала, какие чувства это вызвало в нем самом и в том человеке, по отношению к которому было совершено доброе деяние. Например: «Сегодня я помог соседу донести покупки из магазина, хотя он об этом и не просил. Я почувствовал себя хорошо. Он улыбнулся мне и поблагодарил меня. Я почувствовал, что оказал человеку большую помощь».
- Также желательно играть с детьми в ролевые игры или просить их делать небольшие зарисовки, отражающие поведение людей в различных ситуациях. Детей младшего возраста могжно спросить: «Как бы ты себя чувствовал, если бы с тобой никто не играл?» или «Что значить иметь хорошего друга?». Учащимся более старшего возраста следует делать зарисовки полнее, отражая проблему взаимоотношений между друзьями и пути их решения.
- Обсуждение темы дружбы и доброты может помочь укрепить хорошие взаимоотношения в классе. Учащиеся научатся правильно говорить о своих чувствах, о том, как давать друг другу советы в вежливой и действенной форме. Кроме того, в классе можно устраивать «час искренней беседы», когда дети собираются в небольшие группы и под руководством взрослого рассказывают о своих проблемах и тревогах. Такие занятия помогут понять детям, что они могут свободно излить свои проблемы, и при этом окружающие поддержат его, предложат помощь. Все это будет способствовать укреплению дружбы с остальными учениками в классе.
- В конце «недели доброты и дружбы» старшие учащиеся могут дать себе обещание (и зафиксировать это в своих журналах) регулярно помогать кому- либо: без напоминания мыть посуду, помогая маме, или убирать свою комнату и т.д. А учащиеся младшего возраста могут поговорить о тех хороших делах, которые они постараются сделать в будущем.
- Учащиеся могут дарить подарки членам семьи или другим людям с надписями «С Днем дружбы и благочестия!» или «Твои доброта и помощь много для меня значат».
- В конце недели учащихся можно наградить особыми значками «Значок дружбы» или «Грамота доброты». Вручение этих наград может проводиться во время небольших церемоний в классе или во время специальных вечеров.
- В течение этой особой недели постарайтесь поддерживать в учащихся чувства доброты, дружбы и уважения друг к другу во всех аспектах их школьной жизни.
- Небольшое замечание для родителей: незадолго до дня Валентина я разговаривал с воспитателем моего сына в детском саду, рассказывая о своем беспокойстве по поводу традиционного празднования дня Валентина. Она попросила меня прийти в детский сад и провести день дружбы.
- Дети в детском саду были просто в восторге от наших бесед о доброте и взаимопомощи и с воодушевлением изготавливали книги дружбы и журналы. Такой опыт гораздо полезнее и благотворнее, чем, так называемый, день Валентина.
Афифа Сайид, Академия аль-Фатих