Таза-пир занимает особое место не только в градостроительной структуре Баку, но и знаменует совершенно новый этап в развитии культовых сооружений Абшерона по своей объемно-пространственной разработанности и архитектурной значимости. 23 июля 1905 года был заложен первый камень фундамента соборной мечети Таза-пир по проекту Зивербека Ахмедбскова на месте одноэтажной неказистой мечети. Судя по плану Баку 1796 года, где мечеть указана в районе Таза-пир, этой старой мечети предшествовало еще более древнее сооружение. Вопрос о постройке соборной мечети бакинскими мусульманами был поднят в 1893 году, когда зародилась идея создания на форштадте крупного культового сооружения у Крепостных стен, на территории современного сквера им. Сабира и прилегающих участках. Предполагалась закладка вокруг мечети зеленого массива парка с фонтанами, каскадами и другими малыми архитектурными формами. Однако губернская администрация не разрешила возведение мечети в центре города. Несмотря на то, что соборные мечети построены далеко от городского центра, удобное расположение Таза-пир на холме, отличная обозреваемость из многих районов города делают здание мечети великолепным силуэтным ориентиром. Особенно это ощущалось, когда городская застройка в основном была двухэтажной. Крупного объема, рассчитанная на большое число прихожан, мечеть решена в монументальных формах местного зодчества. В Баку культовое сооружение из камня подобного масштаба строилось впервые, и, естественно, архитектор Зивербек Ахмедбеков при проектировании мечети обратился к известным образцам мусульманского Востока, чтобы выявить основные архитектурно-пространственные характеристики. Главный фасад мечети Таза-пир представляет собой глубокий трсхарочный портик - зйван с фланкирующими минаретами, за которыми просматривается упругая линия купола, что создает торжественную композицию при симметрично-осевом решении объема. Композиция фасада мечети с трехарочным портиком - эйваном и фланкирующими минаретами в Баку - Абшеронском регионе используется впервые, как прием парадного и торжественного выражения облика сооружения. Во второй половине XIX века в подобном приеме решены некоторые мечети Ширвана и Карабаха, в которых скупыми архитектурными средствами были переданы простота и монументальность культового сооружения. В них еще заметно участие народных зодчих, внесших элемент самобытности в архитектуру мечетей периода капитализма. Мечеть Таза-пир - творчество профессионального архитектора с европейским образованием, мыслившего категориями иного плана, чем, например, народные азербайджанские зодчие, поэтому ее архитектура отмечена некоторой скованностью и профессионализмом в разработке культового сооружения. Мечеть, квадратная в плане, во внутреннем пространстве имеет один огромный молельный зал (19,6 х 19,6 м), который перекрывается сферическим куполом на низком цилиндрическом барабане. В декоре интерьера использованы архитектурные мотивы местного зодчества, т.е. в нем применены крупные формы стрельчатых арок, поддерживающих барабан с куполом. Архитектурно-пространственная композиция мечети Таза-пир выражена предельно ясно крупным объемом молельного зала, завершенного куполом на барабане, и минаретами, дополняющими друг друга и раскрывающими тектоническую структуру сооружения. Однако острота эстетического восприятия мечети утратилась из-за сокращения второго яруса минаретов, который намечался первоначально. Большая высота основного объема мечети, завершенного каменным куполом, с рельефно прорисованными стрельчатыми окнами барабана и стройными, устремленных вверх вертикальными двухъярусными минаретами, выражала бы идею эффектной композиции культового сооружения. Для этого была веская причина, ибо российские власти не могли допустить, чтобы мусульманский храм стал выше Александро-Невского собора в центре города. Выразительность мечети Таза-пир предопределена удачным местоположением, верным градостроительным масштабом и объемом силуэтной композиции при убедительной прорисовке трехарочного портика - эйвана, минаретов и купола. Главное, чем привлекает мечеть, когда обозреваешь се с различных точек города, - объемная моделировка, создающая эффектную архитектурно-пространственную композицию. Одновременно отметим монументальный характер мечети, цельность и строгость композиции, высокое качество строительных работ при отличной обработке камня-известняка, доведенной до совершенства, в чем немалая заслуга мастеров - больших специалистов своего дела. В строительстве Таза-пир участвовали такие прославленные мастера, как Хаджи-Аббас - главный бэнна, уста Хаджи Хсйрулла и Мамед-Ханифа - белокладчики, уста Кербалаи Мирза (1855-1965 гг.), Салман Атаев и Солтан -бслотесчики, а также Кербалаи Меджид и Кербалаи Садых -оформители интерьера мечети. Все эти мастера работали с большим вдохновением под руководством архитектора Зивербека Ахмедбекова. Вслед за мечетью Таза-пир началось строительство новых культовых сооружений в Баку и на Абшероне. Среди абшеронских мечетей следует отметить мухтаровскую (1908 г.) в селении Амираджаны, отличающуюся масштабностью объемного решения, выразительностью силуэта и живописной трактовкой архитектурных масс. Далеко за пределами селения Амираджаны среди одно-, двухэтажной горизонтальной жилой застройки выделяется силуэт мечети с двумя вертикалями - минаретами, достигающими 40-метровой высоты. В других городах Азербайджана подобных по высоте минаретов нет. Своеобразный и на редкость удачный вертикальный ориентир восточных городов и населенных мест, минарет к Амираджанах - выдающаяся архитектурная доминанта этого региона. Планировочная композиция мечети построена очень компактно и содержательно. Через вестибюль, фланкируемый минаретами, попадают в просторный молитвенный зал (13,6 х 13,6 м) квадратной формы, перекрытый куполом диаметром 11,26 м. В интерьер зала входят упругие по рисунку четыре конструктивные арки с нишами, которые поддерживают барабан с куполом. Несмотря на то, что арки сплошь покрыты орнаментом, линия рисунка их настолько внушительна, что арки в целом создают выразительную архитектурную конструкцию. Вообще интерьер насыщен орнаментальным рисунком, вплоть до барабана и купола. Однако гладкие стены ниш арок с розетками представляют контраст соотношением масс с остальной частью внутреннего пространства. Благодаря конструктивным аркам со строгими поверхностями ниш дематериализация интерьера не наблюдается. Молельный зал насыщен светом, проникающим через окна в нишах и 14 окон в барабане и равномерно рассеивающимся. В планировке мухтаровской мечети интересно появление полуциркульной в плане апсиды, тянущейся на всю ширину конструктивной арки напротив михраба, служащего помещением для женщин. Двухэтажная апсида, отделенная от главного зала ажурной деревянной решеткой, увеличивает внутреннее пространство мечети и вносит элемент нового в композицию интерьера; подобный планировочный прием в структуре культовых сооружений Азербайджана встречается впервые. Апсида своей выпуклой поверхностью вызывает ощущение, что сравнительно небольшой по объему молельный зал обладает пространственной глубиной. Мухтаровская мечеть первоначально строилась местными мастерами, руководимыми главным уста Кербалаи Ахмедом, а в дальнейшем была разработана и завершена архитектором Зивсрбском Ахмедбековым. Принцип построения композиции напоминает образ Таза-пир, созданный, естественно, не без влияния последнего, но здесь продолжается общая идея развития двухъярусных минаретов, которая не была осуществлена в соборной мечети Баку. Двухъярусная композиция минаретов в мухтаровской мечети представляет собой единственный случай подобного решения в культовых сооружениях Азербайджана и не имеет аналогов. Как известно, подобная композиция используется широко в турецкой архитектуре, хотя и в очень своеобразной трактовке, отличающейся изысканностью рисунка и стройностью пропорционального членения. Здесь же в минаретах соблюдены другие пропорции, другие членения, свойственные местной архитектурной традиции, которые использованы почти во всех культовых сооружениях Баку - Абшерона ХIХ-ХХ веков. Самая эффектная и выразительная часть мечети - минареты; их пропорции, сталактитовый рисунок балконов и завершения созданы мастерски. Минареты придают всей композиции объема мечети скульптурный характер. Обобщенные формы мечети смотрятся великолепно, и это весьма положительная черта сооружения. Основные принципы объемно-пространственной структуры Таза-пир использованы в сельской мечети Мухтарова, единственной вертикальной культовой композиции Абшерона, отличающейся монументальностью и правдивостью образа, в чем большая заслуга архитектора Зивсрбека Ахмедбекова, талантливого представителя азербайджанского зодчества.