Средние века
и позднее средневековье
Создание (появление) широко известных ныне средневековых архитектурных построек на территории горной Чечни, в том числе и на территории Галанчожского и Аккинского р-нов: башенные сооружения.
См. все работы В.И. Марковина по археологии и архитектуре Северного Кавказа.
Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.
Крупное Е И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.
XII-XIII в.
Татаро-монгольское нашествие.
XIV-XV вв.
Свидетельство (предание – по Ипполитову), относящееся к XIV-XV вв., о приходе на землю Аккинского общества неких миссионеров-европейцев (?) – «фиренгов», которые поселились близ озера Галанчож, и о военном столкновении аккинцев и терлоевцев с «фиренгами».
«Акинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, из галгаевских обществ пришли вооруженные люди, европейцы (фиренг), и поселились близ Галанчожского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли ее каменною оградою, с четырьмя воротами, - для тушин, галгаевцев и местных племен. Каждыя ворота обращены были в горам, занятым упомянутыми племенами. Постройка церкви сопровождалась большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев, в то время еще язычников, но несмотря на то, церковь была воздвигнута, и тогда, прибавляет предание, из Чечни, Грузии, Галгая и окрестных обществ стали стекаться люди молиться в церкви Богу христиан, и каждый народ входил отдельно в ворота, для него в ограде сделанныя. Несколько лет продолжался этот порядок вещей и европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами. Но потом мало-помалу они стали теснить этих последних, отнимать у них женщин, имущество, - и все фамилии горския, даже и те, которыя между собой враждовали, - заключивши союз, возстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились опять тою же дорогою через Галгай.
Акинцы и терлоевцы до сих пор (т.е. в 1868 г. – прим. мое: О.Б.) еще показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить» (Ипполитов, 1868).
Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа/ Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Отд. 3. С. 1-52.
Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе/ ССКГ. Тифлис, 1869. Отд. 1. С. 1-17.
XIV век
Образование на территории Чечни накануне нашествия Тимура раннефеодального государства Симсим и распадение его под натиском завоевателей.
Нашествие Тимура.
Формирование тейпово-тукхтумной организации.
Хазриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный, 1990.
Мамакаев М. Чеченский тейп в период его разложения. Грозный, 1973.
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV- XV вв. Л., 1979.
Далгат Б. Родовой быт у чеченцев и ингушей в прошлом. Орджоникидзе, 1933.
Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.176-185.
Саидов И.М. Мехк кхел (Совет страны) у нахов в прошлом // Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1968.
Средние века-XIX век
Факты, легенды и предания о тейпах и тейповых горах, относящиеся к периоду средневековья. Для горных аккинцев – это г. Муйты-кер (Муйты-корт).
«Являясь господствующей высотой в прилегающей горной области, гора Муйты-кер играла в историческом прошлом края значительную роль. В Мереджое мне пришлось слышать повествование, которое я привожу со слов рассказчика, местного старика. С незапамятных времен до появления Шамиля и даже еще при нем каждый род горцев жил отдельно, имел свои пашни, свои владения, и по ним никто не мог проходить без позволения главы фамилии свободно, безопасно. <…>. Для решения всяких спорных дел и установления условий собирались в то время наши почетные старики – представители племен ингушей, карабулаков, чеченцев, мелхастинцев и даже отдаленные тушинцы и хевсуры на граничной горе (Муйты-кер). Со стороны Аккинского общества на склоне этой горы есть большой плоский камень (выделено мной – О.Б.), который служил как бы трибуной для председателя таких совещаний представителей, а имя его было Муйты.» (Иванов, 1904:49-50).Ср.: «В Введенском округе имеется гора так называемая «Кетыш-Корт» - гора соглсия, на которой ежегдно выборные старейшины отдельных родовых общин собирались для разрешения тех или иных вопросов, касающихся взаимоотношений отдельных родов и для разрешения кровных родовых вопросв всего чеченского племени, и не только вопроса текущего дня, но и обычаи и этикет вежливости, все это разрешалось и санкционировалось на горе «Кутыш-Корт. Всякое решение, вынесенное на горе Кутыш-Корт, каждый считал для себя обязательным к выполнению без всякого понуждения с какой бы то ни было стороны…» (Ошаев, 1928:7).
Иванов М.А. В горах между Фортангой и Аргуном. Записки КО РГО. Тифлис, 1904, т. XVII, № 1-4, с.31-68.
Ошаев Х. В сердце Чечни. Владикавказ, 1928. С.18-19.
(?) XVI- XVII вв.
Свидетельства о факте существования Аккинского общества в Аки-лам в XVI по преданиям, сообщающим об отделении части аккинцев и их уходе в Ингушетию.
«Алихан Марзабеков (из селения Фалхан) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Б.]. До них в Фалхане жили не ингуши, а потомки какого-то Гама. Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет 8) Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); он же сообщил, что жители Бейни – выселенцы из Фалхана; переселение в Бейни произошло лет 200 назад» (Семенов, 1963:67).
«По общему признанию, Дударов (по-чеченски - Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)»
«По преданию, Дударов был в родстве с проживающей в селении Кий семьей Акиевых (сообщение Матиева) [выделено мной – О.Б.] (Семенов, 1963:24).
В селение Гул «…из Галанчожского района (Чечня) прибыл Шото Эзг…» (Семенов, 1963:116).
Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.
Информант: Алихан Марзабеков, запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг.
Информанты: Билал Эльджаркиев, Матиев, Мочко Шаухалов. Запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг.
(?) XVI- XVII вв.
Свидетельства о факте существования Аккинского общества в Аки-лам по преданиям, сообщающим об отделении части аккинцев и их уходе в Бамутское ущелье.
«..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим.У.Далгат] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У.Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой» (Попов, 1878:244).Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1.
конец XVI - начало XVII вв.
По преданиям самих аккинцев-ауховцев, их предки вынуждены были покинуть родные места. Это произошло вследствие осложнившихся социально-экономических и демографических условий жизни, а также из-за войн с соседними тейпами, грузинами и др.
«Первыми переселенцами из гор Аки-Лам (из местности Нашиха) были», говорят они, «части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой)…» (Максимов, 1893:39-40).
«Другое предание, записанное мною в 1971 г. среди восточных аккинцев (ауховцев). Также говорит о передвижении части вайнахов с запада на восток. «Некогда акинцы, вышедшие из Шами, - рассказывается в предании, - обосновались под горой Казбек, но, враждуя с бацави-гурджи, они вынуждены были уйти (?)в местность ГIула, которая, по мнению рассказчика, аккинца из сел. Бони-юрт, находилась в верховьях р. Армхи или р. Ассы. Нападения калмыков заставили аккинццев уйти(?) из ГIула (ср. правый приток р. Ассы – Гулойхи) и поселиться на р. Мичик, но когда вновь на них напали калмыки (гIлмакхой), то аккинцы переселились в горы к р. Ямансу, где и образовали свои поселения» (Волкова, 1974:143).
Арсаханов И.А. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959.
Арсаханов И.А. Чеченская диалектология. Грозный, 1969.
Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Влади¬кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.
Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Отд. 1. Ч. 3. Тифлис, 1872.
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974.
Семейные предания чеченских тайпов
XVI- XVII вв.
Упоминание в документах этого времени названия «аккинцы» как ококи, окочанге, Акоцкая земля, имеющего отношение к восточным аккинцам-ауховцам.
«Они известны в старых (сXVI в.) русских источниках под именем окочен, ококов и др.» (Генко, 1935:713).
«Имя акинцы широко известно в источниках XVI- XVII вв. Названиями окочане, ококи, Акоцкая земля изобилуют русские документы той эпохи. Однако все известные в источниках того времени факты связаны лишь с восточной группой аккинцев, к XVI в. Располагавшейся в двух днях пути (пешком) от Суншина городища. Подробный анализ русских документов XVI-XVII вв., упоминающих ококов, дан в книге Е.Н.Кушевой. Наиболее раннее свидетельство об ококах содержится в статейном списке посольства в Грузию 1587-1588 гг., текст которого называет их наряду другими вайнахскими группами. В начале XVII столетия в русских источниках становится известным имя еще одной группы акинцев, поселившихся под Терским городом и образовавших Окоцкую слободу. Однако, судя по сообщениям источников, термин ококи применительно к жителям Окоцкой слободы уже в XVII в. обозначал не только акинцев, но и отдельные группы чеченцев, в частности мичиковцев. Это подтверждает текст челобитной терских окочан, датируемый 1616 г. «Вышли, государь, мы, холопи твои, - сообщается в документе, - из Акоз и из Мичкиз в твою вотчину – в Терский город». Со сременем в состав ококов вошли, видимо, не только нахи. Об этом говорят подворные списки окочан Терского города, составленные по данным описи населения Терков, проведенной в сентябре 1640 г. Содержащиеся в списках имена Лепшихи Адыгина, Сосланки Асебеева, Офонаски, Нагайки Кичеева наводят на предположение о неоднородном этническом составе терских ококов в XVII столетии. Это обозначилось еще резче в XVIII в., когда имя ококов в Терской крепости относилось не столько к вайнахам, сколько к другому горскому населению» (Волкова, 1973:163).
Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей/ Записки Н.И. Общества Востоковедов. Т5, 1935.
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- начале XX вв. М., 1974.
Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI- 30-е годы XVII в. М., 1963.
[Белокуров С.А.]. Сношения России с Кавказом/ Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел С.А.Белокуровым. Вып. 1, 1578-1615 гг. М., 1889.
Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Документы и материалы. Т.1, XVI-XVIII вв. Т.2, XVIII в. М., 1957.
В течение XVII века
Арсаханов И.А. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959.
Арсаханов И.А. Чеченская диалектология. Грозный, 1969.
Гусейнов Г.-Р.А.-К., Мугумова А.Л. К статистическому и историко-хронологическому анализу лексических схождений и расхождений в отраслевом словарном составе нахских и вайнахских языков и диалектов // Вопросы отраслевой лексики. Грозный, 1983.
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
Мальсагов З.К. Очерк аккинского языка// Изв. Чечено-Ингушского научно-исслед. ин-та. Грозный, 1936. Т. I.
Ибрагимов М.-Р.А. Чеченцы Дагестана: Этнодемографическая история и современность // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.186-194.
Середина XVII века
Переселение горных аккинцев на плоскость и основание поселений в междуречье Аская и Актыша.
Основание переселенцами из Акки-лам двух селений в междуречье Аксая и Акташа (Дагестан) аккинцами(??)-переселенцами из тайпа Парчхой: с. Шир-юрт (Юрт-аух) и Парчхой (Акташ-аул). Аккинцы (?)из тайпа ЦIечой основали село Цечой (Кишень-аух).
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- начале XX вв. М., 1974.
XVIII в.
Проникновение в нагорные области Чечено-Ингушетии мусульманской культуры.
Горные общества Чечни начинают осваивать мусульманскую культуру.
Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.
Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе/ ССКГ. Тифлис, 1869. Отд. 1. С. 1-17.
Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Отд. 1. Ч. 3. Тифлис, 1872.
Середина XVIII века, 1787 год
Существование Аккинского общества в 1770-х гг. как отдельной территории – «округа» или «уезда» - в Чечне (по сведениям Гюльденштедта).
Первое печатное упоминание о территории Акки (Аккиньюрт, Ака, Ахкингурт) в описании путешествия академика И. А.Гюльденштадта по Кавказу, предпринятом им в 70-е годы, в издании Академии наук за 1809 год.
«Только к 70-м годам XVIII столетия относится сообщение Гюльденштедта о дистрикте Аки (Aki) – горных аккинцах, населяющих верховья р.Гехи» (Волкова, 1973:164).
«Округ Ахкингурт (выделено мной – О.Б.) лежит в самой верхней части Сунжи и Кумбелея, впадающего в Терек. Округ Шалка, называемый Россиянами Малый Ангушт, но про причине связи его с предыдущим, лежит при подошве горного хребта. Деревни обоих суш: 1 Галга, 2 Тироль, 3 Ака (выделено мной – О.Б.), 4 Боци, 5 Вушу, 6 Кирхеретсели, 7 Голой, 8 Ялггор, 9 Цорай, 10 Ной, 11 Гой, 12 Кахкой, 13 Местой, 14 Нашаг, 15 Цулай, 16 Мелер, 17 Корби, 18 Махжи, 19 хзат, 20 Шадгия, 21 Асдар, 22 Хейзехи, 23 Цисди, 24 Паланг» (Гюльденштедт, 1809:84).
«Кистинцы именуют ее (Сунжу – прим. мое: О.Б.) Солчью. Она начало свое имеет в Кавказских известковых горах неподалеку от ручья Кумбелея, вытекающего западнее Терека. В известковых горах течет она наиболее к северу и потом в средних горах и близ оных к востоко-северо-востоку и впадает подле Шадрхан в Терек с правой стороны, весьма приметным образом оный наводняя. Течение ея составляет около 150-ти верст. В верхней ея части лежат наиболее Кистинские уезды, а при самом истоке уезд Аккиньюрт (выделено мной - О.Б.)» (Гюльдештедт, 1809:11).
Güldenschtädt I.-A. Reisen durch Rusland und im Kaukasischen Gebürde. St.-Pbg., Th.1, 1787. S.481. См.
В русском изложении путевых заметок Гюльдештедта (по тексту 1809 г. – Гильденштедта): «Географическое и статистическое описание Грузии Кавказа из путешествия Г-на Академии И.А.Гильдештедта чрез Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах». СПб., 1809.
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
Начало XIX в.
Активизация распространения ислама в Чечне.
«Акинское общество, близкое к обществу галгаевскому и кистинам как по географическому своему положению, так равно и по единству происхождения, также было некогда, вероятно, обществом христианским, хотя верования этой религии в настоящее время едва ли можно отыскать у акинцев. Это понятно: акинское общество замирено только в 1858 году, (Ипполитов, 1868).
Берже А. 17. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа/ Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Отд. 3. С. 1-52.
Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе/ ССКГ. Тифлис, 1869. Отд. 1. С. 1-17.
Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Отд. 1. Ч. 3. Тифлис, 1872.
Конец XIX- начало X
Свидетельства об активном паломничестве чеченцев в святые места.
Сведения, относящиеся к этому времени и являющиеся семейными преданиями или рассказами-воспоминаниями аккинцев о хаджах, совершенных жителями Лам-Акки (см. далее: 1926-30-е гг).
На отношение горных чеченцев к хаджу и о страстном желании каждого из них совершить паломничество в Мекку или Медину обратил внимание исследователь-кавказовед К.Ган. В 1902 году он писал: «Высшее желание каждого чеченца – посетить хоть раз в жизни святыни в Мекке и Медине, и каждый год значительное число их отправляется туда; например, в прошлом году более сорока человек отправилось туда, чтобы получить прозвище «хаджи» и право ношения белой чалмы» (Ган, 1902:220).
Ган К.Ф. Экскурсия в нагорную Чечню и западный Дагестан летом 1901 года/ Известия КО РГО. XV, 1902. С. 211-242.
Семейные предания аккинцев.
Начало XIX в.
Распространение варианта преданий о родоначальнике чеченского народа пиииичоу Турпал, сына Али, по имени которого якобы назван народ – «пиииичо».
«Здесь, по нагорью На-шах, по свидетельству преданий, посе¬лился родоначальник чеченского наро¬да, давший название всей стране — Нашахэ (Нашха). Имя его звучит как Нохчуо Турпал, сын Али (вероятно, это предание было записано в первой половине XIX в., когда проповедь ис¬лама широко распространялась по Чеч¬не и родство с арабами было в почете). Упомянутый Али считался выходцем из Шама в Сирии» (Марковин). Далгат Башир, Первобытная религия че¬ченцев. — В кн.: Терский сборник. Влади¬кавказ, 1893, вып. 3, кн. 2.
Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Отд. 1. Ч. 3. Тифлис, 1872.
Марковин. В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957—1965 гг.) – В кн.: Северный Кавказ в древности и в средние века. Изд-во «Наука», М., 1980, с.184-270.
XIX в., 20-50-е гг.
Кавказская война.
Отсутствие прямых сведений об активном участии в военных действиях против России со стороны горцев из района Галанчожского озера и верховьев р.Гехи.
Данные оперативного отдела царской армии об аккинцах из окрестностей оз. Галанчож и верховьев р.Гехи, отличающих себя от аккинцев-ауховцев, переселенцев из Лам-Акки. Речь идет исключительно о представителях аккинского общества из района Акки.
Линевич И.П. Карта горских народов, подвластных Шамилю (с приложениями)/ ССКГ, Тифлис, 1872. Вып. VI, отд. 1, раздел 2). С.1-4.
Милютин Д.А. Чечня. РО РГБ.
Берже А. 17. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
XIX век, 50-е годы
Сведения о местоположении поселений Аккинского общества.
«Гехи, образуясь в горах, населенных Чеченским обществом Ахо (выделено мной – О.Б.), и приняв несколько ручьев, течет до впадения своего близ Алхан-юрта на Севере» (Иванов, 1851:174).
«Чечня с принадлежащими к ней обществами Ахо (выделено мной – О.Б.), Пшехой, Кисты, Шаро, Шатой, Дженибутр, Шабузы, Ичкери, Аухо, Мичик и Качколы разделены в настоящее время на две части: на Большую и Малую Чечню…» (Иванов, 1851:175).
Иванов Иван. Чечня// Москвитянин, 1851, №№19-20. С. 172-200.
XIX век,
Конец 50-х гг.
Географическое путешествие А.П.Берже в Чечню и публикация описания путешествия в 1859 году с упоминанием Аккинского (Ако) общества.
Сведения о местоположении Аккинского общества и описание географических особенностей месторасположения пунктов, гор, рек и дорог Чечни в труде А.Берже и указание их на карте. Берже помещает точные указание на нахождение в верховьях р.Гехи Аккинского общества, обозначая на карте район обитания аккинцев как территории общества Ако. Особенно важен тот факт, что в 3-й главе своего труда Берже дает краткое описание чеченских племен, используя материал за 1850 год капитана генштаба (впоследствии генерала-майора) Фрейтага. В частности на 82-й странице он дает небольшую характеристику Аккинского общества (хотя, заметим, некоторые из 20 обществ только упомянуты), где указаны границы общества. Вследствие указания этих границ мы имеем представление о значительной территории, которую занимало Аккинское общество в середине XIX века.
«С покорением же в 1859 году Чечни, она получила следующее административное деление: 1) Округ Ичкеринский, в который вошли: Ичкерия, Гумбет, Андия и Технуцал. 2) Округ Аргунский, в который вошли общества: Акинское (выделено мной – О.Б.), Шатоеское, Чантийское (со включением Шаройского, Шикаройского и других мелких обществ, лежащих в верховьях Аргуна), Чаберлоевское и Чамалальское. Участок Ауховский присоединен к Кумыкскому округу» (Берже, 1859).
«Гехи. Вытекает из хребта, отделяющего общества Ако (выделено мной – О.Б.) и Пшехо от дальних Кистов, и, прорезав Черные горы, идет по средней части Малой Чечни в северном и северо-восточном направлениях. Гехи впадает в Сунжу при Куларах» (Берже, 1859).
«Дорога от границ Цоринцев с Галгаевцами до границ Акинцев (12 верст).
Дорога с пограничного пункта идет крутым спуском и в 1 ½ версты проходит мимо родника Каутары-хаст, оставляя вправо побочную дорогу, идущую в аул Цори, в 3 ½ верстах минуя родник Арми-хаст, она многими незначительными подъемами и спусками следует до самой границы или горы Анды-корт, перейдя много нагорных ручьев, из которых некоторые известны по названиям, как-то: Дехк-Дагогуе, Гульармешки и Коутурехи-хаст. Грунт земли каменистый м частью глинисто-песчаный» (Берже, 1859).
«А к о или А к к и н ц ы. Аулы их расположены по обоим берегам рр. Ассы и Сунжи, между Галгаевцами и дальними Кистами в верховьях р.Гехи, притока Сунжи. Это небольшое общество, состоявшее в 1851 году из 10 аулов и 270 дворов (выделено мной – О.Б.), занимает местность сравнительно более благоприятную по природным условиям; это видно из того, что в летнее время большая часть табунов и стад Малой Чечни пасутся на богатых травянистых горах этого общества, в особенности около аула Ялхорой, где есть соляное озеро. » (Берже, 1859:82).
Берже А.И. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. Приложение: «Карта Чечни», составлена И.М.Савельевым.
XIX в., 60-е годы
Переселение на равнину тейпов из горной местности.
Волкова ссылается на свидетельства информантов, рассказавших о переселении их предков, например, «Чеченское сел. Алхан-кала заселили тейпы Галой (выходцы из местности вокруг оз. Галанчож)…» и др. (Волкова, 1974:243).
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974.
XIX век, 60-е годы
Сведения о местоположении поселений Аккинского общества.
Карта-рисунок, на которой условно представлены селения Аккинского общества, расположенного по обоим притокам р.Гехи.
NB: Оригинал рукописи, на которую ссылается Н.Г.Волкова, хранится в Центральном архиве Грузии (Тбилиси).
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- начале XX вв. М., 1974.
XIX век, 60-е и 80-е годы
Активное изучение быта, истории и культуры Чечни и Ингушетии, организация научных экспедиций, топографической съемки местности, описания памятников старины, публикация материалов по народам Кавказа.
Экспедиции Московского археологического общества под общим руководством В.Ф.Миллера; организация целенаправленного сбора и описания материалов по местностям и племенам Кавказа и публикация: с 1868 года – «Сборник сведений о Кавказских горцах» (Тифлис); с 1870 – «Сборник сведений о Терской области»; с 1881 года – «Сборник материалов для изучения местностей и племен Кавказа» (Тифлис).
Серии (по нескольку выпусков):
«Известия Кавказского отдела РГО»; «Записки Кавказского отдела РГО»; «Сборник сведений о Кавказских горцах» (Тифлис); с 1870 – «Сборник сведений о Терской области»; с 1881 года – «Сборник материалов для изучения местностей и племен Кавказа» (Тифлис); «Терский сборник» (Владикавказ) и др.
XIX век,
1868 г.
Публикация в печати «Этнографических очерков Аргунского округа» А.П.Ипполитова, где приводятся собранные воедино исторические, этнографические и археологические сведения о жителях Аргунского округа, в том числе и горной Чечни.
В своем труде А.П.Ипполитов впервые приводит интереснейшие сведения об основании аккинцами их поселения, о совместном вооруженном выступлении аккинцев с терлоевцами против чужеземцев в районе оз. Галанчож, и о поклонении местных племен, в том числе и аккинцев, святому духу оз. Галанчож.
Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. — ССКГ, Тифлис, 1868, вып. 1.
XIX век,
1869 год
Изучение устройства поземельного быта горских народов Северного Кавказа, описание земли округов Чечни и Ингушетии.
«В район Нагорного и Ичкеринского округов входят северо-восточные покатости Андийского хребта, представляющие сплошной ряд параллельно тянущихся с юга горные ущелья, служащие бассейнами рр. Чанты-Агруна и Шаро-Аргуна, и большую, наклонную к северу, горную котловину, при истоках р. Гехи (выделено мной – О.Б.)» (Гаврилов, 1869:62).
Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа/ ССКГ, Тифлис, 1869, вып. 2. Отд. VII. С.1-78.
XIX век,
1870 г.
В газете «Терские ведомости» за 1870 год помещена интересная заметка, в которой сообщается предание об основании древней страны в верховьях рек Гехи, Аргуна и Ассы, берущих начало в отрогах Акки-Лам.
XIX век,
1872 г.
Публикация работы У.Лаудаева, в которой приводятся данные о представителях Аккинской фамилии, как о христианах – «керестан-аккий», а также автор свидетельствует о прародительской фамилии ауховцев – Аккинской или Аккий.
«Фамилии, образовавшие Чеченское племя и происшедшие из различных элементов, находились в неприязненных одна к другой отношениях: они взаимно грабили друг друга. Более других терпела Аккинская фамилия (Акка). Вследствие этого половина этой фамилии уходит под покровительство аварского хана, в Аух, и получает название ауховцев; сами же для себя эти фамилии удержали название прародительской фамилии Аккий, т.е. выходцы из Акки (выделено мной – О.Б.). Чеченцы тоже называли их этим именем; когда же ауховцы приняли магометанство, а первобытная Аккинская фамилия оставалась еще в язычестве, то для религиозных отличий этой фамилии чеченцы называли первобытную Аккинскую фамилию керестан – аккий, т.е. христианские аккийцы, в отличие от ауховцев, принявших ислам» (Лаудаев, 1872).
Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. VI. Отд. 1. Ч. 3.
XIX век,
1872 год
Сведения Кавказского Статистического Комитета при Главном управлении кавказского наместника на 1874 год (хотя, по словам Зейдлица, сведения были подготовлены еще в 1872 г.) по Аргунскому округу, в составе которого находились селения Акки.
Самые ранние статистические данные о с. Аккки и его жителях, собранные по специальной программе под редакцией Н.Зейдлица и представленные в «Списке», изданном в Тифлисе в 1878 году. Селения Аккинского общества по административному делению на период 70-х отнесены к 1-му участку Аргунского округа.
В «Списке» содержатся сведения о местоположении селения, количестве домов, числа жителей. Графы о земельных наделах нет. Точно указаны народность и вероисповедание. Кроме того из этого списка мы впервые узнаем о том, что в с.Акки к этому времени существовала школа (!). В графе «церкви и молитвенные здания, учебные и благотворительные заведения, почтовые станции; ярмарки, базары, пристани; фабрики, заводы и т.п.» относительно с.Акки указано буквально следующее: «Мечеть, и в ней школа» (Список, 1878, II, №375).
с. Акки – находится на притоке р.Гехи,
число домов – 25,
число жителей – 142 человека
(мужского пола – 72, женского пола – 70),
народность жителей – чеченцы,
вероисповедание – сунниты,
1 мечеть, и в ней школа
(Список, 1878, II, №375).
Непроясненной остается ситуация с селением и селениями (?) Галанчож. Так в «Списке» под номером 381 помечено: «с.Коршхо (Галанчожи), при р.Гехи, число домов – 4, число жителей – 10, мужчин -5, женщин – 5, народность – чеченцы, вероисповедание – сунниты» (Список, 1878, №381).
Терская область. Список населенных мест по сведениям 1874 года. Тифлис, 1878. Отд. II Аргунский округ.
XIX век, 1873 год
Путешествие Действительного члена Кавказского отделения РГО Н.И.Зейдлица в Чечню и в частности в район верховьев р.Гехи, а также свидетельство Зейдлица о бытовании среди жителей предания о «франгах» Галанчожа, описание красот местной природы.
«Из деревни Хайбах 8 июля через перевал в 6000΄ высоты я переправился в другую котловину притоков рч.Гехи. С прекрасных покосов этой горы, состоящей из шифера, - покосов, украшенных цветами Gladiolus, Bethonika grandiflora и блохомора (Pyrethrum carneum), открывается вид на озеро Галанчочь и на правильный конус горы Мезир-корта с развалинами церкви или древнего вида строения, описанного со всеми относящимися до него преданиями А.П.Ипполитовым. Здесь, говорят туземцы, когда-то жили франги, европейцы, и просвещали окрестный народ, оставшиеся с ними в ладу, пока какие-то со стороны иноземцев неблаговидные поступки не вызвали их изгнания назад, откуда они пришли, из котловины рч. Гехь (с восточными мы познакомились днем раньше в дер. Хайбах, а западные с лежащими на них деревнями Ялхорой и др. остались в стороне _____ Владикавказского округа), в которой и лежит озеро Галанчочь на высоте примерно 4000΄, мы на следующее утро, переночевав у наиба, подпор. Бача Саралиева. Вместе с любезным хозяином нашим, перевалились на высоте 6000΄ кдеревням Кей, лежащим уже на притоке Чанты—Аргуна» Зейдлиц, 1873, №4:11-12, 84-87).).
Зейдлиц Н.И. Поездка в Чечню. К верховьям Аргуна, в Ичкерию и через Хасав-Юрт вверх по Тереку до Моздка/ Известия КО РГО. Тифлис, 1873-1874. Т.II, №4. С.133-144.
XIX век,
1883 год
Сведения на 1 января 1883 по Аргунскому округу, в который входили селения Аккинского общества в этот период, о наличии в с. Акки мечети.
На период начала 80-х гг. по административному делению с. Акки относилось ко 2-му участку Аргунского округа, с местоприбыванием пристава в с.Итум-кале.
Надо отметить, что, видимо, с.Акки в действительности было большим и объединяло много семей, поскольку из данных, приводимых в таблицах стат.Комитета, школы были в крупных селениях и городах Чечни. Надо признать, исходя из таблиц стат.Комитета, что эта школа была единственной на всю округу.
В «Списках» указано географическое положение селения, количество дворов, общее число населения (мужчин и женщин), а также земельные наделы, народности и «примечательности» (Список, 1885:55).
Акки – находится на притоке р.Гехи, имеет 19 – дворов,
110 жителей (мужчин – 50, женщин – 60),
1 мечеть.
Наличие школы не указано. Данные по земельным наделам отсутствуют и в «Списках» помечено: «В известность межеванием не приведено».
Список населенных мест Терской области. Владикавказ, 1885.
XIX век, 1886 г.
Археологическая экспедиция Императорского Московского Археологического Общества в горную Чечню под руководством В.Ф.Миллера. Посещение известным кавказоведом В.Ф.Миллером горских поселений, в том числе и в районе оз. Галанчож, и поселений Аккинского общества, раскопки, описания, беседы с жителями и записи старинных легенд и преданий.
Описание маршрута экспедиции, данное в примечании, содержит упоминание населенных пунктов, принадлежащих Аккинскому обществу.
«Маршрут, которым следовала экспедиция, был следующий: из Владткавказа чрез станицы Назрановскую, Карабулакскю, Слепцовскую, Михайловскую, Самашкинскую, закан-юртовскую, Алхан-юртоскую в крепость Грозную; отсюда на юг чрез укрепление Воздвиженское и Аргунское в укрепление Шатоевское; отсюда на юго-запад чрез аулы Нихалой, Барзой, Мазарой в общество Нашхой, в аул Хайбах; отсюда на юго-запад в аул Галанчодж и далее на юг в аул Воуги…» (Миллер, 1888:1).
Миллер В.Ф. Терская область. Археологические экскурсии/ Материалы по археологии Кавказа. М., 1888, вып.1, с.1-36.
XIX век, 1889 год
Статистические сведения о населенных местах Терской области, в том числе и о селениях Аккинского общества, входящих в состав Грозненского округа.
На период конца 80-х по административному делению селения Аккинского общества отнесены к Грозненскому округу. По данным стат. Комитета на 1889 год в с. Акки было:
1 мечеть
42 двора
280 жителей (145 мужчин и 135 женщин)
105 га всей удобной земли (41 – пахотной земли, 10 – усадебной, 53 – сенокосной)
100 голов крупного рогатого скота
16 лошадей
380 голов овец и другого мелкого скота
26 безлошадных хозяйств
2 мельницы
Размеры платежей составляли 51 р.
Очень важными представляются сведения земельных наделах, а также пахотной и сенокосной, т.е. пастбищной земли, о количестве поголовья крупного и мелкого скота, о наличии 2 мельниц. Однако опять неясно, относится ли вся информация к нескольким селениям общества или только к с.Акки.
Статистические таблицы населенных мест Терской области. Т.II, вып.VII. Грозненский округ. Владикавказ. 1891. С.58-59.
XIX в., 1897 г.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Под ред. Н.А.Тройницкого.
XIX век, 1888 г.
Публикация уникальных данных археологической экспедиции В.Ф.Миллера в район озера Галанчож и его окрестностей.
Описание экспедицией Миллера мест поселений предполагаемой изначальной территории горных аккинцев (в том числе в районе оз. Галанчож). Дается описание памятников, сохранившихся до наших дней, например, каменной стелы и креста.
Здесь же представлены прекрасные рисунки памятников древности и зарисовка вида на озеро с еще целой башней (1886 г.!) на восточном берегу.
Миллер В. Ф. Терская область. Археологи¬ческие экскурсии. — МАК, М., 1888, вып. I, с. 2—36.
XIX век, 1902 г.
Первое путешествие М.А. Иванова и посещение им горских поселений в районе верховьев р. Гехи.
Беседы М.А.Иванова со старожилами, описание маршрута и запись местных преданий и легенд. Первое наиболее подробное описание местных красот, а также достопримечательностей, жизни и быта аккинцев, сделанные на основе наблюдений и бесед. Интересны наблюдения М.А.Иванова о местной пище (с.281, 291), о пастбищах (с.280, 288), о табуне лошадей в Аккинском страршинстве (с.288), о сельскохозяйственных угодьях Аккинского общества, описания памятников старины, о количестве дворов в некоторых селениях и проч.
«Селения Аккинского старшинства имеют значительную площадь сельскохозяйственных угодий, заключающихся главным образом в покосных и пастбищных землях; пахотными участками эта местность сравнительно также довольно богата» (Иванов, 1902:288).
Иванов М. А. Верховья р. Гехи. Изве¬стия КОРГО, Тифлис, 1902, т. XV, № 5, 270-302.
XIX век, 1902 г.
Сведения о количестве дворов в селениях Аккинского общества (из дневника М.А.Иванова), о старшинствах верховьев р.Гехи.
Например, в с.Итыр-кале было 18 дворов, в ауле Воуги – 30 дворов.
Иванов М. А. Верховья р. Гехи. Изве¬стия КОРГО, Тифлис, 1902, т. XV, № 5, 270-302.
XIX век, 1904 г.
Второе путешествие М.А.Иванова в горную Чечню и упоминание об аккинцах верховьев р.Гехи, описание встречи с акинцами-косарями, их работы и дружелюбия, описание природы и памятников старины.
Знаменательно и то, что М.А.Иванов, как и в описании своего первого путешествия, опубликованного в 1902 году, впервые называет речку - Акки-хи, название которой он явно узнал от местных жителей. Никто из исследователей или путешественников до него и после него, к сожалению, не упоминает названия речки, на которой частично расположены селения Аккинского общества. Не указана она и на картах. Возможно, Иванов хорошо изучил материалы путешествий Гюльденштедта и Берже.
«Я не стану описывать местность от Ялхороя и далее по Аккинскому ущелью: здесь мы шли знакомым путем, которым я следовал в свою поездку по котловине р.Гехи. Скажу только, что от баши Диски-воу мы свернули влево, перебрались через речку Акки-хи и стали подниматься на возвышенности, обрамляющие ее правый берег. Здесь, на одном из бугров, у тропинки, обращает на себя внимание каменная плита-памятник с высеченным на ней крестом; в твердом песчанике совершенно ясно сохранилось его изображение: две пересекающиеся под прямым углом линии, а на концах их четыре правильных круга. Плита имеет 1 арш. 10 вершк. высоты над землею, 12 вершк. ширины и 3 вершка толщины. Кроме креста никаких фигур не имеется. На мои расспросы как у проводника, так и у встреченных далее на сенокосе акинцев (выделено мной – О.Б.) я не получил никакого определенного ответа: все говорили, что ничего не знают о происхождении этого памятника.
Поднявшись на два небольших увала от речки, тропа выходит на небольшое покатое плоскогорье. Густая сочная трава длинными рядами ложилась под дружными взмахами косцов, которые, когда мы показались из-за пригорка, оставили работу и с любопытством осматривали наш караван, хотя, кажется, никто из его участников не представлял из себя чего-либо занимательного. Наш проводник, молодой парень, сомневаясь в исправности дороги по южным свесам Юк-ер-лама, счел не лишним собрать у них некоторые сведения, и мы на минуту приостановились. Ответы косарей-акинцев подтверждали опасения, слышанные нами от ялхаройцев, но добиться определенных ответов и указаний было нельзя» (Иванов, 1904:57-58).
Иванов М.А. В горах между Фортангой и Аргуном. Записки КО РГО. Тифлис, 1904, т. XVII, № 1-4, с.31-68.
XIX век,
1915 г.
Данные Терского Областного Статистического Комитета по Грозненскому округу Терской области на 1 июля 1914 г.
В 4-й участок Грозненского округа в 1915 г. по данным Стат. Комитета включены следующие селения, в том числе и некоторые селения Аккинского общества:
Аудык, Акки, Бечик, Бугурой, Бекнгарой, Видучи, Гучум-Кале, Галанчожи, Гухой, Дзумсой, Мужиар, Кумурт-Кале, Итум-Кале, Ялхорой и др.
По «Спискам», кроме указания количества дворов, указана также общая площадь земельных наделов для каждого селения, как удобной земли, так и леса. Однако, непонятно, например, отсутствие в «Списке» названий многих горских селений. Что касается Акки, то, вероятно, приведенные данные суммированы по нескольким населенным пунктам Аккинского общества.
Данные по Галанчожу по непонятным причинам ранее не приводились в других списках стат. Комитета за 1885 и 1878 гг.
Акки – 136 десятин общей площади земельных наделов, удобной – 48 десятин, леса – 5 десятин. Дворов (дымов) – 78. Всего жителей – 953 человека, мужчин – 474, женщин – 479.
Галанчож – 205 десятин общей площади земельных наделов, 80 десятин пахотной земли, 5 десятин леса. Дворов (дымов) – 50. Всего жителей – 309 человек, мужчин – 150, женщин – 159.
Список населенных мест Терской области. Владикавказ, 1915/ Приложение к «Терскому календарю» на 1915 год. С.304-325 (Грозненский округ).
XX век,
1918-1920 гг.
Гражданская война.
Военные действия на территории горной Чечни.
В труднодоступных местах горной Чечни в годы белого террора скрывались сочувствующие и представители Советской власти. Так, например, в Малхисте, собственно соседствующей (через перевал) с аккинскими поселениями, находились в трудный период Орджоникидзе, Махарадзе, Андреев, Тасуй и др. (Ошаев, 1930:56).
Ошаев Х. Малхиста/ журнал «Революция и горец» 1930, №8. С.58-65.
XX век, 20-е годы
Предположительное окончание беспрерывного, начиная с периода средневековья, переселения вайнахов с гор на плоскость.
«Несмотря на тяжелое земельное положение большинсктва жителей гонных обществ Чечни и Ингушетии, переселения на равнину горцев-вайнахов. Издавна происходившие на всем пространстве горной полосы их края, имели свои особенности. Прежде всего они не были массовыми и ограничивались переселением отдельных семей или небольшой родственной группы. Во-вторых, процесс переселения вайнахов на равнину отличался значительной длительностью по времени и не был столь быстрым, как у осетин, у которых в течение нескольких десятилетий XIX в. на равнину переселилась едва ли не половина населения горных обществ. <…>. Собранные более чем в 60 чеченских и ингушских селениях, эти [полевые: прим. мое – О.Б.] материалы раскрывают картину непрерывного движения вайнахов с гор, происходившего вплоть до установления Советской власти во всех районах Чечено-Ингушетии» (Волкова, 1974:237).
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974.
Материалы экспедиций Института этнографии и антропологии им.Миклухо-Маклая за 1960-70-е гг. (1969, 1970, 1971 гг).
Октябрь 1925 г.
Сведения о наличии почты (почтового отделения) в с.Галанчож.
В «Списке» указано расположение ближайшей почты от каждого из хуторов аккинцев-горцев. Для селения Акки – 9 км, для Итор-Кале (Итер-Кале) – 7 км и т.д.
Список населенных мест Северо-Кавказского края. Ростов-на-Дону. 1925. С.520-521, С.644.
Октябрь 1925 г.
Сведения о количестве дворов в с.Акки, в каждом горном селении аккинцев-горцев и жителей Галанчожа и его окрестностей – в каждом хуторе или ауле, а также сведения о численном соотношении мужского и женского населения.
Аккинский с/с:
Акки – 25 дворов, .
Воуги - 20 дворов,
Гозун - 19 дворов
Зингиль – 21 двор,
Итор-Кале – 21 двор,
Тей-Мяхки – 24 дворов,
Туйсте – 31 двор,
Хаги – 17 дворов,
Даются также данные по Галанчожскому с/с в селениях Ами, Галанчож, Кербеты, Кербечи, Корш, Мотчи , Учак.
Список населенных мест Северо-Кавказского края. Ростов-на-Дону. 1925. С.520-521.
XX век, середина 20-х гг.
Создание общества краеведов, выпуск Бюллетеней, в которых отражено решение подробно и досконально изучать краеведческий материал по горным районам Чечни.
Гребенец Ф. С. Приступим к изучению истории Чечни. — Грозненский рабочий, 1925, 17 апреля, № 129 (970); Он же. Чеченцы и их предшественники. — Там же, 1935, И, 18 и 20 июня, № 172, 178, 180 (1013, 1019, 1021); Он же. Религиозные ве¬рования чеченцев. — Там же, 1925, 2, 4 и 8 июня, № 190, 192, 195 (1031, 1033, 1036).
XX в., 1926 г.
Всесоюзная перепись населения 1926 года.
Всесоюзная перепись населения 1926 года. Чечено-Ингушетия. ЦСУ. М., 1928.
XX век, 1927 год
Путешествие австрийского этнографа Бруно Плечке в район оз. Галанчож.
Описание местных достопримечательностей.
Plaetschke D. Die Tschetschenen. Hamburg, 1929.
1928-1930-е гг.
В этот период 36 горных аккинцев из разных аулов Аккинского общества совершили хадж в Мекку.
(См. список на сайте «АККА»)
Семейные предания.
По материалам опросов. Опубликовано на сайте «АККА».
XX век,
1928 год
Разработка экскурсий и описание маршрутов в исторические места горной Чечни, в частности в р-н Галанчожского озера.
«От Итум-Кале до Галанчожа дорога до Буалой типичные горские кутаны - поселки поля. Горные леса, долина Аргуна, по дороге три башни «Кердыбаунишк», в селении Корейчу памятник с крестом Терлой, в селении Кейнах экскурсантам необходимо познакомиться с могильником-родовым склепом. Селение Ошни – кладбища и старинная башня, при прохождении селения Никорой экскурсантам необходимо осмотреть развалины старинных жилых и боевых башен. У селения Ами имеется священное озеро с рощей. Особенно экскурсанты должны обратить свое внимание на пахотные участки и на трудность обработки их (пахотные участки бывают настолько маленькие, что их можно утерять). <…>.
Половина маршрута идет по ущелью реки Аргун, а половина - по горному хребту красивых альпийских пастбищ. И если экскурсант в скалах чувствовал себя сдавленным, то, выехав на небольшую поляну, Вы облегченно вздохнете. Перед Вами открывается восхитительная площадь, сплошь покрытая горными цветами редкой окраски, глаза разбегаются с холма на равнину, аромат цветов распространяется кругом, доводя Вас до опьянения. Столько дикой, красивой, своеобразной жизни чувствуется кругом, и невольно Вам кажется, что Вы попали в другой досель неведомый Вам мир. По этому хребту, называемому Пешхой-лам, Вы возвращаетесь в Шатой. Весь первый маршрут проходит через Шатой, Итум-Кале, Ошни, Галанчож, Кий, Джерего, Кий, Голончож [возможно, опечатка в написании: прим мое – О.Б.], Пешхой, Шатой всего 14 дней» (Ошаев, 1928:19).
Ошаев Х. В сердце Чечни. Владикавказ, 1928. С.18-19.
XIX – XX вв. (до 1944 г.)
Сведения о ближайшем базаре для жителей горных селений Акки и Галанчож.
(Данные Северо-Кавказского краевого статистического управления).
Ближайший базар для жителей горских сел, хуторов и аулов, находился в селении Шаложи (в пределах 30-36 км от селений Аккинского с/с), на который аккинцы добирались по горной тропе, у селения ________ соединяющейся с тропой из района оз.Галанчож.
Список населенных мест Северо-Кавказского края. Ростов-на-Дону. 1925. С.520-521.
Карты.
XX век, октябрь 1925 г. – 1936 г.
Переименование, расформирование, а также укрупнение районов.
Населенные пункты Аккинского и Галанчожского сельсоветов в составе Галанчожского района на 1925 г. по данным ЦСУ, обозначенные как «села», «аулы» и «хутора»:
Аккинский с/с: Галанчожский с/с:
Акки сел.
Воуги хут.
Гозун хут.
Зингиль хут.
Итор-Кале хут.
Тей-Мяхки хут.
Туйсте хут.
Хаги хут.
Ами хут.
Галанчож сел.
Кербеты хут.
Кербечи хут.
Корш хут.
Мотчи хут.
Учак хут
Населенные пункты Аккинского сельсовета на 14.02.1929 г., обозначенные как «хутора»:Бойцич (Акки), Итер-Кале, Орзме-Кале и Чекен-чи-нет, Тишле и Хечи (Хеги), Вовги, Кереты, Ердечи и Бици, Туште (Акий), Басара-Хахалга и Чурча, Газук, Кеймахки.Населенные пункты Галанчожского сельсовета на 14.02.1929 г, обозначенные как «хутора»:
Ями, Эйсилишки, Ак-Бас, Корчи, Кербечи, Дербеты, Мочи и Чуши, Ачахки.
Список населенных мест Северо-Кавказского края. Ростов-на-Дону. 1925. С.520-521.
Основные статистические данные и список населенных мест на 1929-30 гг. Владикавказ, 1930.
XX век, с 1929 г.
Начало репрессионных акций сталинского режима, аресты в Галанчожском районе.
Статья является показательным документом времени и даже стилизована под некое выступление-обвинение-отчет. Однако не все так однозначно в истории, поскольку местный регион всегда являлся ареной ожесточенной борьбы. Так или иначе, но в статье приводятся имена и фамилии тех, кто находился у власти в Галанчожском районе и других районах Чечни в 20-е годы XX столетия.
«Не лишне для иллюстрации привести конкретные биографии некоторых вычищенных: ответ. секретарь - член президиума облисполкома Сайханов Абу – б. активный белогвардейский офицер; председатель Галанчожского окр. исполкома Муртазалиев Неса – б. полицейский, кулак, сдает в аренду скот, работу ведет исключительно в интересах кулаков; председатель Ножай-Юртовского окрисполкома Уцмиев Абдурахман – из кулаков, тесно связан с бандитами <…>.
«Чучиев Хамзат – зав. окрЗО Галанчожского окр. Кандидат в члены обл. исполкома, б. царский стражник, активный белогвардеец, ловивший и уничтожавший красноармейцев. Лесным отделом облЗУ заведывал б. пристав Мутушев (держался на родне); лесниками – б. помещики Эдильбаев и др. леса хищнически истребляются, убытки громадные. Отделом землеустройства ведал явный монархист, б. белый офицер Федосеев; Отделом мелиорации инженер-технолог, б. активный белогвардеец Семенов, роль крестьянина-выдвиженца выполнял в аппарате облЗУ б. царский белогвардейский офицер – помещик Чуликов» (Власенко, 1929:18-19).
Власенко Н.И. Итоги чистки аппаратов советских, хозяйственных и кооперативных в Чеченской области/ Революция и горец, 1929, № 4, с.17-20.
XX век, конец 30-х гг. (после образования Чечено-Ингушской АССР в декабре 1936 г.)
Сведения о горных пастбищах в районе Галанчожского массива, включая территорию Акки и, следовательно, о традиционном в этих краях отгонном животноводстве.
Документ представляет собой карту, на которую нанесены названия населенных пунктов горных селений, содержит примечание - сделанную от руки запись: «без нанесения границ пастбищ». Кроме того, на карте обозначены названия селений, в отличных от уже известных по публикациям вариантах. Может быть, писавший руководствовался просто особенностями местного произношения: Галанчех, Кирбит, Чучш, Очик и др.
Архивный документ: «Проект разделения горных пастбищ Госземфонда во временное пользование колхозами и совхозами республики для отгонного животноводства на территории Советского и Ахчой-Мартановского районов Галанчожского массива Чеч.-Инг. АССР. Масштаб 1:500 000».
XX в., 1939 год
Всесоюзная перепись населения 1939 года.
Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. М., 1992.
XX в., 1944 г.
Депортация чеченцев Аккинского и др. сельсоветов Галанчожского р-на.
Трагедия в ауле Хайбах Галанчожского района.
Из материалов по карательной операции «Горы», руководимой ставленником Берии - Гвишиани, цинично рапортовавшему Берии об убийстве жителей села:
«Только для ваших глаз, ввиду нетраспортабельности и в целях неукоснительного выполнения в срок операции «Горы», вынужден был ликвидировать более 700 жителей в местечке Хайбах».
XX в., 1957 г.
Восстановление ЧИ АССР и реабилитация чеченцев, в том числе и горных аккинцев. Однако закрытыми для поселения и возвращения осталась часть горных районов, в том числе и Галанчожский район, включающий селения Аккинского общества.
Возвращение некоторой части горных аккинцев и расселение их в других населенных пунктах Чечни.
XX в., лето 1964 года
Большая археологическая научно-исследовательская экспедиция - Нагорный отряд Северо-Кавказской археологической экспедиции - в верховья р.Гехи - в район оз. Галанчож и в районы селений горных аккинцев.
Работа отряда экспедиции в районе оз. Галанчож под руководством В.Б.Виноградова.
Работа отряда экспедиции в районе аккинских горных поселений под руководством В.И.Марковина.
Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966. С. 135-143.
Отчеты экспедиций.
XX в., лето 1964 г.
Свидетельство об использовании пастбищных земель в 60-е годы в районе оз.Галанчож и бывшего Аккинского общества.
О своей встрече с пастухами в районе оз. Галанчож и беседе с ними пишет В.Б.Винорадов в своей книге «Тайны минувших времен»: «Местные пастухи, беседой с которыми начались разведки, советовали нам: «Приезжайте сюда ранней весной или поздней осенью, когда видна земля…» Пастухи правы. Трудно найти в густом покрове буйной растительности какие-нибудь остатки древних поселений» (Виноградов, 1966:137).
Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966.
XX век, 1964 год
В озеро Галанчож запущена для размножения икра форели.
Личный архив Русина. Опубликовано на сайте «АККА».
Фотография и свидетельство Русина (надпись на фото).
XX в., 1964-1988 гг.
Строительство дороги в р-н оз.Галанчож (Рошни-чу – Галанчож).
Вот как пишет о начале строительства дороги археолог Виноградов, побывавший там с экспедицией в 1964 г.:
«…Узкая дорога, на которой разминуться двум автомобилям – нелегкая, а иногда и невыполнимая задача, прервалась внезапно в области субальпийских лугов, не доходя 25 км до озера Галанчож-Ами. Дальше пути нет. Строители лишь прокладывают вехи маршрута, и путеводная нить для них – древняя дорога-тропа. Сколько всадников проехало по ней, сколько раз нехитрые арбы наполняли скрипом смежные ущелья, и вот теперь чуть заметная на склонах вершин, вьется и петляет заброшенная тропа. Это тропа войны и торговли, путь неоднократных переселений на плоскость из глубин гор и отступления под натиском врагов. Тропа – история и вместе с тем верный ориентир для прокладки современного шоссе, которое навсегда свяжет заоблачный край с остальными районами Чечено-Ингушетии» (Виноградов, 1966:136).
Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966.
Личный архив Русина. Опубликовано на сайте «АККА».
Фотография и свидетельство Русина (надпись на фото).
XX век, 60-е и 80-е годы
XX век, 70-е и 80-е годы
Туристические экскурсии и походы, а также исследовательские экспедиции в горные районы Чечни и места селений бывшего Аккинского общества.
Разработка туристических маршрутов, включающих район древних поселений горных аккинцев. Организация краеведческих (школьных, любительских) и научно-исследовательских экспедиций в горные районы Галанчожского массива, включая развалины, пещеры и могильники аккинских поселений. (См также разработку туристических маршрутов и экспедиций в горные районы в 20-е годы: Ошаев Х. В сердце Чечни. Владикавказ, 1928).
Активное посещение туристами местных достопримечательностей, как сохранившихся, так и разрушенных временем в районах оз. Галанчож и селений Акки.
Статьи и путеводители Виноградова и Рыжикова.
XX век, 60-80 гг.
Археологические, историко-этнографические и фольклорные научно-исследовательские экспедиции в районы Чечни и Ингушетии.
Публикация в печати исследований по истории, языкознанию, этнографии, фольклору, археологии.
Публикация исследований Н.Г.Волковой «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» и «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- начале XX вв.», в которых, в частности, содержится характеристика происхождения названия ококи, утверждается факт разделения на горных и плоскостных аккинцев, определяется территории расселения аккинцев горных и аккинцев-ауховцев; приводятся данные зафиксированных свидетельств, а также разъясняется народные отношение и представление об аккинцах по отношению к вайнахам и нохчи.
«В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор.
Население Восточной Чечни знает лишь восточных (равнинных) аккинцев, как пограничных с ними жителей. Плоскостные аккинцы в настоящее время населяют шесть селений AUKHA и называют себя аьккхи(й) или орара аьккхи(й), т.е. плоскостные акинцы, тем самым отличая себя от ламаьккхи(й) – горных аккинцев. Таким образом, по народным представлениям, аккинцы более всего сближаются с карабулаками- чеченцами, но имеют свое самоназвание (выделено мной – О.Б.)» (Волкова, 1973:172).
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974.
XX век, 90-е годы
Военные действия в горных районах Чечни.
XX век, 1992 год
Восстановление Галанчожского района в границах 1944 г.
«В целях более эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в 1990 году был восстановлен Итум-Калинский район, а в 1992 году – Чеберлоевский, Шаройский и Галанчожский районы, в границах 1944 года» (Чеченцы, 1996:128).
Чеченцы: история и современность. М., 1996.
XX век, середина 90-х г.
Обращение к историческому прошлому чеченского народа, появление кардинально противоположных выводов и суждений: от объективного обобщения сведений исторических источников и данных научных исследований до «пересмотра» страниц истории, а также прямой фальсификации.
Обобщение сведений и версий о прошлом аккинцев на момент 1995 г.
«Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность аьккха или Лам-Аьккхи (Галанчожский район) или местность Балой-Лам и общество Балой (у озера Галанчож). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу» (Из брошюры «Чеченская Республика»).
Чеченская Республика (Население, экономика, история). Все о Чечне и ее народе… Грозный, 1995. С.13.
Начало XXI века
Активизация интереса к историческому прошлому, проекты возрождений горных селений Чечни, в том числе в районе оз.Галанчож и бывшего Аккинского сельсовета.
Организация г-ном Э. Байсаровым экспедиций: запись бесед со старожилами, восстановление (по устным рассказам) истории родов и тейпов, фотосъемка и видеосъемка местности и достопримечательной территории некогда Аккинского общества.